shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 11 марта – 3

О Торквато Тассо – и его «Иерусалиме»


11 марта 1544 года родился Торквато Тассо – классик итальянского Чинквеченто (то есть, собственно, «пятисотых» – или Высокого и Позднего Возрождения. Старшими современниками Тассо были Леонардо, Микеланджело, Рафаэль – и многие другие широко известные авторитеты… впрочем, ни с кем из них автор «Освобождённого Иерусалима», как будто, не общался – зато, видимо, встречался с Монтенем… во всяком случае тот свидетельствует в своих «Опытах»: «Я ощутил скорее горечь, чем сострадание, когда, будучи в Ферраре, увидел его в столь жалком состоянии, пережившим самого себя, не узнающим ни себя, ни своих творений, которые без его ведома были у него на глазах изданы в изуродованном и неряшливом виде…» Но мы сильно забежали вперёд…











…Отец Торквато, Бернардо Тассо – известный в своё время поэт – к моменту рождения сына состоял на службе у герцога Салерно – вскоре он, вместе со своим хозяином, попадёт в немилость к римскому императору, и начнёт с переменным успехом странствовать от двора к двору (благо, разнообразных монархов в Италии тогда хватало). Торквато то оставался с родственниками, то воссоединялся с папашей – при этом он сменит немало учебных заведений, усердно занимаясь изучением античных авторов и своего соотечественника Данте; наконец, идя по стопам отца, юный Тассо начинает пописывать сам – и получает определённую известность.


(Мы не будем следить за многочисленными переездами нашего героя в юности – важно отметить, что, по-видимому, именно эти скитания сызмальства неблагоприятно скажутся на его характере – и, в конечном счёте, психическом здоровье…)










…Тем временем, Торквато пристраивается в Ферраре, при дворе Альфонсо II д’Эсте (этот герцог прославится меценатством – которое, впрочем, совершенно опустошит его казну). Обязанностей у придворного поэта (помимо получения жалования) было немного – сопровождать и развлекать хозяина… ну и – писа́ть, само собой. …Стихотворное и прозаическое наследие Тассо довольно обширно – но особых достоинств за ним критики не признаю́т (как, по большому счёту, пока не признавали и современники – что, несомненно, мучило автора). Особняком стоят пасторальная драма «Аминта» – и, разумеется, «Освобождённый Иерусалим»…


(Скажем несколько слов об этой эпической поэме… основой для неё послужили финальные события Первого Крестового похода – однако в повествовании вполне реальные персонажи (вроде Готфрида Бульонского) перемешались с вымышленными героями (таков, например, Ринальдо д’Эсте, предок покровителя Тассо – что, впрочем, вполне объяснимо); картину дополняют великаны, чудовища, маги, сверхъестественные силы – и так далее… Сцены кровавых сражений сменяются любовными – с участием целого сонма колдуний и воительниц – впрочем, одинаково прекрасных… одним словом, упрощённо, «Освобождённый Иерусалим» – нечто среднее между «Илиадой» и (да простится нам такое сравнение!) – голливудской версией «300 спартанцев»… Удивительно, что, при таком богатстве фактуры, последняя экранизация Тассо датируется серединой прошлого века...










…Писался «Гоффредо» (как поначалу назвал своё творение автор) около десяти лет – как полагают биографы, именно эта напряжённая работа окончательно подорвёт его психику. (Существует драматическая легенда о безответной влюблённости Торквато в Леонору д’Эсте, сестру герцога – якобы, поэт неверно понял оказываемые ему знаки расположения – увы, знатная дама воспринимала его всего лишь как персонал…) Противоречивыми окажутся и первые отзывы на «Иерусалим» – поначалу Тассо давал читать свой труд немногим и выборочно…


…В любом случае – вскоре после окончания поэмы поведение автора становится всё более неровным и противоречивым – однажды Тассо в припадке «неконтролируемого гнева» прилюдно набрасывается с кинжалом на слугу – и оказывается под арестом в монастыре, из которого бежит в Болонью, к сестре. (Примечательно, что поначалу Торквато явится, скрыв лицо капюшоном – и сообщит о собственной смерти; такая вот шуточка…) Не пройдёт и пары лет, как Тассо наскучит размеренной деревенской жизнью – и напишет герцогу… тот согласится взять беглеца обратно!..


…Увы, прибыв в Феррару (как раз в разгар торжеств по случаю бракосочетания Альфонсо) поэт вновь придёт в неистовство – и, вместо прочтения какой-нибудь оды, устроит безобразную сцену, оскорбляя и проклиная всё семейство д’Эсте. (Ему не уделили должного внимания!) На сей раз скандалиста запирают в лечебнице Святой Анны – причём поначалу даже сажают на цепь...










…Здесь он проведёт семь лет… разумеется, не в оковах – в моменты просветления Торквато разрешается гулять и даже работать. Тем временем, фрагменты «Иерусалима» словно сами собой начинают появляться в печати. Поражённый качеством «пиратских копий», поэт, при очередной ремиссии, даёт разрешение на издание – а потом снова бежит (примечательно, за ним опять не гонятся) – и находит пристанище в монастыре Неаполя…


P.S. …Судьба дарует ему ещё семь лет (Тассо умрёт в пятьдесят один) – не сказать, чтобы спокойных… Тем не менее, он успеет полностью переписать своё главное творение (по мнению специалистов, сильно его ухудшив) – так или иначе, новая версия, «Завоёванный Иерусалим», привлечёт благосклонное внимание папы Климента VIII – и он пригласит автора в Рим, чтобы, подобно Петрарке, короновать его на Капитолийском холме… Торквато приедет – но умрёт за считанные дни до торжества… (Как сказал о Тассо упомянутый Монтень: «Глубочайшие умы бывают разрушены своей собственной силой и тонкостью», – и, возможно, это – наиболее проницательное объяснение безумия поэта…) В конце концов, неоднократно переименованный «Иерусалим» останется столпом литературы Возрождения – да и итальянской в целом – а трагический образ его создателя вдохновит Делакруа, Гёте, и многих других… Впрочем, это – совсем другая история.










Напоследок. 11 марта 1962 года в Гамбурге родился Ленни Вольф – основатель и единственный неизменный участник группы «Kingdom Come». В своём главном хите «What Love Can Be» Ленни буквально потряс поклонников «Led Zeppelin» предельно реалистичным воспроизведением вокальной манеры Роберта Планта.









Tags: 11 марта, Альфонсо II д’Эсте, Аминта, Завоёванный Иерусалим, Климент VIII, Леонора д’Эсте, Монтень, Освобождённый Иерусалим, Торквато Тассо
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments