Сегодня – Международный день кино! Как известно, в своё время Ильич назвал его «важнейшим из искусств», наряду с цирком, имея в виду, что народ пока безграмотен, и газету «Правда» не осилит – а значит, надо промывать ему мозги как-то иначе…
…Ну, а отсчёт этой истории принято вести с 28 декабря 1895 года, когда в кафе на парижском бульваре Капуцинок дебютировали братья Люмьер. (Вероятно, есть какая-то история о том, как в отечественном кинематографе бульвар Капуцинок сменил пол, но вашему покорному слуге она неизвестна). Что касается выбора даты (мало ли в предыстории кинематографа было важных событий!) – думается, дело в том, что этот сеанс был первым, на который продавали билеты…
Итак, почтеннейшая публика посмотрела в тот знаменательный день две короткометражки – подзабытого «Политого поливальщика», и знаменитое «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»… ну, о том, как народ кинулся наутёк от этого самого поезда, все знают…
…Потому, обратимся к 28 декабря 1856 года родился Томас Вудро Вильсон – будущий (по совпадению!) 28-й президент США.
Поскольку его пребывание в Белом доме выпало на переломные времена Первой мировой, пропустим годы, так сказать, становления – разве что заметим, что сын доктора богословия до двенадцати лет никак не мог научиться читать. Тем не менее, говорил отменно – в конце концов, и сам стал профессором; и, после губернаторства в Нью-Джерси, в 1912-м выиграл президентские выборы. (Правда, во многом потому, что его соперники, республиканцы Тафт и Тедди Рузвельт банально передрались).
Став президентом, Вудро Вильсон провозгласил программу «Новой свободы» – помимо «всеобщей демократии», «свободного рынка» и прочего бла-бла-бла, обратим внимание на учреждение Федеральной резервной системы – той самой, от малейшего чиха которой сегодня вздрагивает весь мир… Есть мнение, что именно для этого Вильсона в президенты и протолкнули; потому внешней политикой он поначалу особо не занимался. (Правда, американцы с разными целями вторгались на Гаити, в Доминиканскую республику, и дважды – в Мексику… но это же их «задний двор», верно?.. Кстати, именно при Вильсоне завершилось строительство Панамского канала – «зоны американского влияния»).
Между тем, в Европе началась война – и Вильсон поспешил заявить о нейтралитете США. (Причины очевидны – пока европейцы азартно истребляли друг друга, американцы надрывались, выполняя военные и прочие заказы). Таким образом, Вильсону, с одной стороны, удалось решить экономические проблемы – как-никак, США увеличили объём заокеанских поставок, по некоторым сведениям, вчетверо – с другой: он имел полное право идти на новые выборы под слоганом: «Я уберёг Америку от войны!» – и, разумеется, снова их выиграл в 1916-м.
Тем временем, за годы войны ситуация существенно изменилась: к 17-му году Штаты не только удвоили свой золотой запас – удвоились и капиталовложения на континенте; более того – Европа задолжала заокеанским кредиторам примерно десять фантастических по тем временам миллиардов долларов. Таким образом, вставал вопрос охраны нажитого непосильным трудом – и, буквально через месяц после вступления в должность, «голубь мира» вступает в войну. (Справедливости ради – до этого Вильсон предложил воюющим некий «мир без победы» и своё посредничество в этом – но, разумеется, был проигнорирован).
Итак, американцы начали неспешно высаживаться на континенте. (Повоевать придётся только в следующем году, когда изнемогающие немцы бросятся в последнюю атаку). Для нас интереснее их появление в Архангельске, Владивостоке, и на Транссибе… мнения специалистов тут расходятся: то ли янки помогали большевикам; то ли – никому; то ли планировали расчленение России; то ли наоборот – устроили нам обе революции, чтобы посадить своих «смотрящих», вроде Троцкого… Вообще-то, в пресловутых «Четырнадцати пунктах Вильсона» насчёт России был примечательный пункт №6: «Освобождение российских территорий, решение её вопросов исходя из её независимости и свободы выбора формы правления». Согласитесь, насчёт «освобождения» звучит как-то пугающе… Не вдаваясь в рассмотрение версий, констатируем одно: американцы вывезли всё, до чего успели добраться – а в 1920-м благополучно отбыли восвояси.
Тем временем, война закончилась – и Вильсон, победитель и всеобщий кредитор, прибывает на полгода в Париж (это, кстати, был первый в истории визит американского президента в Европу); активно участвует в Версальской конференции – и продавливает там идею Лиги Наций.
Нобелевскую премию мира ему дадут – но сама идея этакого всемирного союза под лидерством Штатов не вызвала энтузиазма ни у европейцев, ни у американцев... (Вильсон: «Если мир действительно хочет мира, он должен следовать моральным предписаниям Америки»). Но если позиция, например, Англии с Францией очевидна, то от своих президент такого подвоха не ожидал… (Между тем, он действительно предвосхитил события – американская элита ещё недостаточно окрепла, чтобы «взять на себя заботу о судьбах мира»; а доллар пока не стал мировой валютой. Более того – для экономики США окончание войны оказалось настоящим ударом – а тут ещё с фронта прибыло четыре миллиона дембелей; социальная напряженность резко выросла – именно тут случились недавно упомянутые нами «рейды Палмера»).
Одним словом, американский Конгресс идею «Лиги наций» благополучно утопил… Разочарование и перенапряжение приведёт Вильсона в ноябре 1919-го к инсульту, от которого он полностью не оправится до самой смерти в 1924-м..
PS: Поскольку дееспособность Вильсона в последние два года президентства вызывает большие сомнения, считается, что всеми делами заправляла его жена, Эдит – во всяком случае, вице-президент был от них отстранён полностью. Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 28 декабря 1950 года родился Хью Макдональд – басист, который уже на протяжении многих лет играет в «Бон Джови»; но каким-то загадочным образом остаётся «неофициальным» членом группы. Потому его нет ни на фотографиях, ни на обложках – потому мало кто знает, как он выглядит…
Journal information