shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 14 ноября – 3

О крымском шторме 1854 года

14 (по нов. ст.) ноября 1854 года у берегов Крыма разразился чудовищный (и необычный для Чёрного моря) шторм. (Для ретроспективы – шла Крымская война; менее месяца назад союзники начали бомбардировки Севастополя – и от первых же залпов погибнет организатор нашей обороны, вице-адмирал Корнилов; за три недели до описываемых событий произойдёт неоднозначное сражение под Балаклавой; наконец – 5 ноября наши будут побиты при Инкермане… одним словом – всё складывалось для Российской империи самым печальным образом… И тут – казалось бы, на помощь пришла сама морская стихия (и, впридачу – «суровая русская зима»). Впрочем – по порядку.



…Итак – в ночь перед происшествием барометр начал опускаться; к дождю со снегом присоединится порывистый ветер – начнётся метель, неожиданная  в это время года для Крыма (и уж тем более – для стойких, вообще-то, британских моряков). Примечательно, что за несколько дней до этого десятки судов были буквально выдворены на внешний рейд; по воспоминаниям одного из чудом спасшихся офицеров, его корабль: «…вместе с 30 другими судами благополучно стоял в Балаклавской бухте, пока не последовал приказ выйти из неё. …На следующее утро наш капитан  …заявил протест против опасной якорной стоянки и верной гибели корабля со всем экипажем в случае крушения на скалах. В результате капитан получил строгий выговор от главного командующего транспортами…»

(…Капитаны действительно протестовали – однако, по мнению, других источников, всё делалось правильно – после упомянутого сражения под Балаклавой «…предчувствие нападения русских было столь острым», что:  «Выгружать на берег 500 тонн пороха перед ожидаемым нападением неприятеля было бы просто смешным». Интересно, что командующий эскадрой, новоиспечённый лорд Эдмунд Лайонс, ещё вечером вывел свой флагман в открытое море (на «Агамемноне» загорится машина – но судно уцелеет). Как будто, адмирал распорядился отвести от берегов и другие корабли – но, видимо, приказ запоздает… (Или – его исполнение).



…Так или иначе – ранним утром началось: «Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури. Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы; потоки дождя, наводняющие атмосферу; частый град, с ожесточением ударяющий во всё, что встречает на пути, и,  наконец, взволнованное море, валы которого равняются горам…»

…Несколько часов этого ада будут стоить союзникам, по разным данным, от пятидесяти до шестидесяти судов – и почти полтысячи моряков: «Линия скал была выровнена останками кораблей, выброшенных на берег в день урагана; и в местах, где останки лежали большими кучами – от обломков мачт до кусков дерева не больше спичечного коробка... В самой бухте все корабли были в разной степени повреждены, так как ветер бил их друг о друга». Среди погибших окажутся три зафрахтованных для похода американских клипера; под Евпаторией потерпят крушение, не считая прочих, 100-пушечный французский и  90-пушечный турецкий линейные корабли…

…Ничуть не лучше обстояли дела на суше: «Лагеря были превращены в одно огромное болото грязи. Предметы одежды, обрывки униформы, разнообразная лагерная мебель были подхвачены и унесены далеко от их отчаявшихся владельцев, которые во многих случаях сами были не в состоянии сохранить вертикальное положение». По свидетельству другого очевидца: «Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сровнены с землей. Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их балаклавское ущелье».



…При всей невольной поэтичности приведённых описаний: «Очень многие, как французы, так и англичане, измотанные усталостью и незащищенностью, не выдержали этого нового испытания и были найдены мертвыми в лагерях».

…О грузе боеприпасов мы уже упомянули – но едва ли не большей драмой для союзников обернётся потеря транспортов с зимними вещами!.. Только один из них, знаменитый «Prince», имел на борту «36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 150 000 спальных мешков, 90 000 пар фланелевых кальсон; 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто, 120 000 пар сапог…» – и так далее, и так далее…

…Однако, громкую славу (и новое имя – «Чёрный принц») погибшему транспорту принесут не кальсоны с тулупами – практически сразу распространится слух, что главным грузом «Prince» было жалованье для британской армии – с первоначальных двухсот тысяч фунтов  со временем цифра дорастёт до полумиллиона золотом… все ринутся их искать!.. Сама по себе эпопея чрезвычайно интересна… за недостатком места ограничимся тем, что большевики создадут под это дело ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) – а позже, ничего не найдя сами, сдерут с японских кладоискателей почти четверть миллиона золотых рублей за разрешение!.. Изрядно потратится целый интернационал других охотников за сокровищами – однако, их улов, в лучшем случае, составит пару-тройку монет… Единственной страной, не проявившей никакого интереса, станет сама Британия… так что, спустя десятилетия, поисковиков наконец-то осенит – никакого золота и не было!.. (…Кстати, обломки «Принца» найдут только в 2010-м… разумеется – без признаков драгметалла).



PS: …Примечательно, что русский флот, стоявший в Севастопольской бухте, стихия практически не заденет… а вот союзников чудовищные потери вынудят приостановить своё наступление. Воодушевлённый Николай I напишет командующему Меншикову: «Спасибо буре, она услужила нам хорошо, желательно бы ещё такой!» (В источниках приводится и более конкретная версия этого высказывания: «Ещё одну такую бурю – и союзники убрались бы из Крыма!» Увы… менее чем через четыре месяца император умрёт – а в сентябре того же 1855-го Севастополь будет оставлен…

PPS: …Под впечатлением этого шторма другой император, Наполеон III, уже в 1859 году даст добро учредить во Франции централизованную метеорологическую службу – а  ещё через два десятилетия пройдёт первый международный метеорологический конгресс... Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 14 ноября 1951 года родился Александр «Алек» Джон Сач – басист и один из основателей прославленной американской группы «Bon Jovi». Увы, музыканту пришлось оставить карьеру из-за травмы руки. Примечательно, что фактически сменивший его ещё в 1994 году Хью МакДональд станет официальным членом команды только в 2016-м).




Tags: 14 ноября, prince, Балаклавская бухта, Наполеон III, Николай I, Чёрный принц, ЭПРОН, Эдмунд Лайонс, метеорология, шторм 1854-го на Чёрном море
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments