shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 30 октября – 1

О Российском военно-морском флоте – а также инженерах-механиках

Сегодня в России отмечается День инженера-механика – не вдаваясь в историю этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда – хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… Так вот – заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте – в 1854-м…



…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате – 30 (или – 20 по ст. ст.) 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)

…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов – немалую роль в успехе сыграет свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)

Сказано – сделано… организуют «кумпанства»: дворяне с боярами – по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица – то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, окажется ответственен аж за три!); купечество, навскидку – двенадцать штук со всех… итого – пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложат «полтинными деньгами» – то есть, по пятьдесят копеек со двора…)



…Как вскоре выяснится, именно этот подход оказался наиболее успешным – имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться – но строить сами не хотели, ничего не понимая в  этом непрофильном бизнесе!.. Возникнут  затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал – но через пару лет вынужден будет признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строителей поневоле» избавят от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно – десять тысяч рублей); и работы развернутся на казённых верфях (важнейшей из которых станет  «Адмиралтейский двор» в Воронеже).

…Таким образом, традиция велит вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра – но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)

…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль – а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды – и рванёт каперствовать



….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем – в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!)… так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попадётся…

…Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…

...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибудет голштинское посольство – немцы просили разрешения ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласится!.. Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..



…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и  названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).

В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)

…Что дальше?.. Дальше будет очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименуют в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский  Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами  придётся мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё завоёванное непосильным трудом – и сожжём  заложенные корабли!..

…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668 года, на воду сойдёт знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..



PS: …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удастся – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и – то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…

PPS: Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 30 октября 1939 года родилась Грейс Слик, вокалистка культовой американской группы эпохи хиппи «Jefferson Airplane» и её реинкарнаций: «Jefferson Starship» и «Starship».




 
И ещё. 30 октября 1941 года родился Отис Майлз-младший, более известный как Отис Уильямс – основатель и бессменный баритон знаменитой американской группы «Temptations».




Tags: 30 октября, Вещий Олег, День инженера-механика, Иван Грозный, Карстен Роде, Михаил Фёдорович, Ордин-Нащокин, Орёл, Пётр Первый, Фредерик
Subscribe
Buy for 20 tokens
Однажды духовный лидер агаповских дзен-буддистов кимирсен гелуг-па Егор Кузьмич Аутлуков приехал на автосервис и, дождавшись когда автоэлектрик, отобедав свининой с соусом тирияки, подошёл к нему, произнёс: - Уважаемый, я вчера трахнул противотуманкой о какой-то гаолян. Лампочку я заменил, но не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments