shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 октября – 1

О первых автомобилях – и Дне автомобилиста

Сегодня – последнее воскресенье октября, и мы отмечаем День автомобилиста (учреждённый в 1980-м году под скучноватым названием День работников автомобильного транспорта). Тут, конечно, присутствовал нюанс: одно дело – профессиональные труженики баранки и гаечного ключа; другое – те, кого раньше снисходительно называли «любителями»… Однако, всё давно смешалось – да и современные автомобили таковы, что не очень-то в них полезешь с гаечным ключом!.. Потому, будем считать, что сегодня – праздник всех обладателей машин и прав (желательно – одновременно). Как мы знаем, уже созданы автомобили, способные обходиться без водителя – только пока они несколько тормозят (в печальном смысле слова). Ну, научатся – будут праздновать сами по себе…



…Теперь – к корням. Общеизвестно, что изобретатель автомобиля в современном понимании – Карл Бенц… что, впрочем, многими оспаривается – потому обратимся к далёкому прошлому, и идее самодвижущейся повозки, как таковой. Удивительно – но о достижениях древних китайцев история безмолвствует!.. Зато известно, что мысль заменить лошадей силой пара высказывал ещё  грек I века до н. э. Герон Александрийский. (Помимо всего прочего, инженер изобретёт паровую турбину, затем благополучно забытую на ближайшие полтора с лишним тысячелетия).

…Далее был, само собой, Леонардо – как утверждается, по его чертежам в наши дни воссоздали некую телегу с пружинным заводом… (Скептики указывают, что рисунки гения не слишком информативны. Ну, ладно). Спустя пару столетий после великого итальянца в нашей истории появляется, наконец-то, китайский след – правда, несколько своеобразный… Вроде бы, в семидесятых годах XVII века фламандский миссионер Фердинанд Вербист соорудит для местного императора игрушечную машинку на паровом ходу.  (Судя по отсутствию дальнейших сведений, её заиграли… неясна и судьба создателя – надо сказать, самоуверенный иезуит взялся, было, доказывать представителям древней цивилизации преимущества европейской астрономии – и даже порывался исправить китайский календарь…. Но мы отвлеклись).



…Ещё через столетие француз Никола-Джозеф Кьюньо предложит военному ведомству «Огненную телегу» своего имени – и она станет первым авто, сохранившимся до наших дней!.. Предполагалось использовать этот паровой тягач для нужд артиллерии – но на испытаниях «что-то пошло не так». (Тут источники расходятся… некоторые утверждают, что инженер, потеряв управление, врезался в стену Арсенала – тогда получается, что он, вдобавок, устроил первую в истории автомобильную аварию!.. Впрочем, есть и прозаическая версия:  мощности котла хватало, от силы, на четверть часа – и это делало «телегу Кьюньо» малопригодной в боевых условиях).

 – А что же у нас? – возможно, спросите Вы. У нас, как водится, пойдут своим путём – и  обойдутся без заграничного пара… зато «самобеглая коляска» появится на двадцать лет раньше французской!.. Сделал её Леонтий Шамшуренков – а ещё раньше этот мастеровитый ремесленник придумает  подъёмник для колокола, известного нам, как Царь.



(Крестьянин Казанской губернии прибыл на промыслы в столицу – а там, как раз, отливали эту махину. Пытливый Леонтий заинтересуется, каким образом  двухсоттонный Колокол собираются вытаскивать из десятиметровой ямы – оказалось, об этом как-то не успели подумать… Сметливый крестьянин не только разработает устройство – но и сумеет продемонстрировать идею кому надо. (Оказывается, в первой половине XVIII века путь к начальству был короче, чем в наши дни!) Проект одобрят; механизм соорудят – но тут случится известный пожар, сгубивший устройство с Колоколом вместе. (Как мы помним, через сто лет его кое-как поднимут на банальных канатах).

…Впрочем, это, что называется, присказка… Спустя годы Леонтий, наоборот, с кем-то из начальства, по неясным причинам, разругается – и угодит в острог. Здесь-то он и займётся проектированием своей коляски.  (Удивительно, сколько полезных вещей можно было сотворить в старину, сидя в тюрьме!..) О том, что вышло, лучше всего рассказывает в челобитной сам конструктор: «Такую коляску я сделать могу на четырёх колесах так, что она будет бегать без лошадей, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей. А бегать будет хоть на какое дальнее расстояние, и не только по ровному месту, но и в гору».



…Всё понятно – педали вместо лошадей… Заключённого вызовут в столицу, выслушают, закупят материалы, дадут подмастерьев… в назначенный срок «самобеглая коляска», действительно, бодро проедется на всех четырёх колёсах, при этом – взбираясь на встречные пригорки!.. (Учитывая специфику дорог того времени, проходимостью механизм обладал невероятной).  Увы, что с ним сталось потом, неясно… (Шамшуренкова, впрочем, наградят и отпустят восвояси – он успеет ещё придумать самоходные сани и путемер – тоже до нас не дошедшие).

PS: …Пожалуй, на этом и остановимся – отметим только, что через три десятилетия появится «самокатка» Кулибина (три колеса, один «педалист») – и до нас дойдут чертежи; потом самоучка займётся и паровым вариантом… Но лошадки будут выглядеть надёжней ещё более ста лет!.. Любопытно, что даже после того как автомобили начнут потихоньку завоёвывать мир, поначалу казалось, что будущее – за их электрической версией… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 29 октября 1944 года родился Брайан Фредерик Артур Хайнс, более известный миру как Дэнни Лэйн – английский певец и мультиинструменталист, известный работой с «The Moody Blues», и – как сооснователь «Wings».






Tags: 29 октября, Герон Александрийский, День автомобилиста, Иван Кулибин, Леонардо да Винчи, Леонтий Шамшуренков, Никола-Джозеф Кьюньо, Фердинанд Вербист, самобеглая коляска
Subscribe
Buy for 20 tokens
Однажды духовный лидер агаповских дзен-буддистов кимирсен гелуг-па Егор Кузьмич Аутлуков приехал на автосервис и, дождавшись когда автоэлектрик, отобедав свининой с соусом тирияки, подошёл к нему, произнёс: - Уважаемый, я вчера трахнул противотуманкой о какой-то гаолян. Лампочку я заменил, но не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments