shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 10 сентября – 1

О танкистах – и Байкале

Сегодня – второе воскресенье сентября, и в России отмечают День танкиста. …По совпадению, буквально на днях мы будем говорить о первой в истории танковой атаке под Соммой – а в августе 1914-го в Русской Императорской армии была образована 1-я автомобильная пулемётная рота. До появления, собственно, танков, оставалось два года – но ничто не возникает на пустом месте!..



…Надо заметить – военные начала прошлого века относились к автомобилям без доверия… дело тут не только в присущем генералам консерватизме – но и в крайней капризности тогдашней техники. Одним словом, предпочтение отдавалось проверенным лошадкам…  однако ещё до начала Первой мировой капитан Каппель (тот самый – будущий генерал и герой Белого движения) напишет исследование «Служба автомобиля в армии». В другой работе  (полковника Златолинского) – речь уже идёт о «боевой повозке на поле сражения» и «панцирном автомобиле».

…Война переведёт автомобилизацию армии в практическую плоскость; в 1914 году Николай II запишет в дневнике: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». Уже через несколько месяцев император продолжит: «…наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!» (Как видим, в царских дневниках есть нечто кроме «стрелял ворон»…) Заметим – первые отечественные боевые машины строились на отечественном же шасси «Руссо-Балт» – однако, для тяжёлого броневика использовали немецкий «Маннесманн-Мулаг»… любопытно – если учесть, с кем мы, собственно, воевали!..



…Впрочем, перейдём к собственно танкам… Надо признать – в России с ними поначалу как-то не заладилось (при том, что первый проект разработал Василий Менделеев, сын известного химика!..) Во всяком случае, ни миниатюрный «Вездеход», ни громадина «Царь-танк»… (Самая большая бронемашина в истории человечества; с девятиметровым передним колесом! Конструктор Лебеденко пробил свой амбициозный проект, подарив императору действующую модель – как говорят, царь с инженером добрых полчаса «аки дети малые» гоняли её по дворцу)… так вот – ни один из этих проектов не пойдёт дальше испытательного образца.

…Потому первыми танками на наших просторах (уже в Гражданскую), станут  британские и французские машины армии Деникина – в конечном счёте, один из «Рено» будет захвачен красными, разобран по винтику – и воспроизведён. Так в 1920 году появился танк «Борец за Свободу тов. Ленин» (другое название – «Красное Сормово»). Их сделали два десятка – но повоевать боевые машины не успеют – и заступят на службу в качестве тракторов…



(…Это не значит, что Красная Армия обходилась без танков! Первая часть (впоследствии названная Танковой эскадрой РККА) была сформирована в Харькове ещё в 1919-м – но воевала на трофейных машинах, включая знаменитый Mark V).

…Первым же советским танком можно считать лёгкий Т-18 (или МС-1 –  «малый сопровождения»), который появится в 1928-м – впрочем, и он был сконструирован на основе французского FT-17… Этих машин будет  выпущено чуть меньше тысячи – и некоторые ещё повоюют в самом начале Великой Отечественной…

….Здесь мы, пожалуй, прервёмся – поскольку на сегодня выпадает ещё несколько примечательных дат…

…Например – День Байкала, который, как мы знаем, никакое не озеро, а – «Славное море»! На самом деле, как ещё назвать это водное пространство, протянувшееся на 620 км и достигающее 79 км в ширину?!... (На этой площади свободно разместятся Нидерланды или Бельгия). При таких впечатляющих параметрах, Байкал – всего лишь шестое озеро в мире по размерам; зато – самое глубоководное; максимальная известная на сегодня глубина – 1642 метра; потому наше озеро – крупнейшее из существующих вместилище пресной воды. (Причём, вода эта – высочайшего качества: холодная и настолько чистая, что, как говорят, может использоваться вместо дистиллированной).

…Впрочем, никакие цифры не в силах передать волшебной красоты этих мест – потому процитируем А. П. нашего Чехова: «Байкал удивителен… Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины…»  (Жаль, что тут не побывал А. С. наш Пушкин – тогда мы бы располагали ещё более эффектной картиной!),



PS: …Как Вам, скорее всего, известно – в наши дни этой красоте угрожают разные опасности – от промышленных сбросов (с которыми, вроде бы, справились) – до монголов, задумавших понастроить ГЭС на питающих озеро реках… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 10 сентября 1945 года родился Хосе Монтсеррат Фелисиано Гарсия – более известный просто как Хосе Фелисиано – слепой от рождения пуэрториканский певец и гитарист; лауреат нескольких премий «Грэмми», а также исполнитель известной песни в фильме «Золото Маккенны». Правда, в советском кинопрокате песню переозвучили, и записал её Валерий Ободзинский.






Tags: 10 сентября, Василий Менделеев, День Байкала, День танкиста, Златолинский, Каппель, Лебеденко, МС-1, Николай II, Рено, Руссо-Балт, Царь-танк, Чехов
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments