shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 6 августа – 1

О железнодорожниках – и железнодорожных войсках

В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника… Традиция идёт с советских времён – но сам праздник существовал и до 1917-го года, причём отмечался в день рождения императора Николая I. Причина очевидна: первая русская железная дорога была построена именно при нём – от Питера… нет, не до Москвы – но до Царского села. Обкатку Царскосельская дорога пройдёт в 1836-м (для начала – на лошадках) – а годом спустя состоится торжественное открытие с настоящим стефенсоновским паровозом. (Заметим, что Джордж Стефенсон соорудил первую в истории железную дорогу всего лишь в  1825-м – так что, наша станет шестой в мире).



…Надо признать – этому «месту в первой десятке» мы в значительной степени обязаны венскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру… Он прибудет по другим делам – но, имея опыт железнодорожного строительства на родине, немедленно вдохновится нашими просторами!.. Мысль, высказанная австрийцем в письме русскому императору актуальна поныне: «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения».

…Николай отреагировал мгновенно – а ведь в те времена железные дороги считались опасным баловством!.. Правда, идею строить сразу из Петербурга в Москву пока отложат – так что Царскосельскую дорогу можно назвать экспериментальной… Николаевская откроется в 1851-м – именно там и появится загадочная русская колея шириной 1524 мм. (У Царскосельской она, по воле фон Герстнера, была и вовсе шестифутовая – 1829 мм).

…Общеизвестен неприличный анекдот на эту тему – но, на самом деле, британский стандарт в 1435 мм датируется только 1846 годом – причём, приживался в Европе он долго (отклонения есть и сейчас) – так что Россия могла выбирать по своему усмотрению. Распространено мнение, что решающую роль сыграли военные резоны («…чтобы враг не въехал к нам на паровозе!») – ну, может быть… (Другая версия – «американский след» – это ровно пять футов… Кстати, СССР с 70-годов и до конца своего существования успеет урезать колею на 4 мм – до 1520… причины тоже неясны – но именно по ней катаются сегодня составы РЖД).

 

PS: …По совпадению, 6 августа в России отмечается и День железнодорожных войск – установленный президентским указом в 1996-м (и подтверждённый ещё через десятилетие). В основе же даты лежит «Положение о составе управления С.-Петербурго-Московской железной дороги» от 1851 года – для её охраны по распоряжению императора Николая I предусматривалось «14 отдельных военно-рабочих рот; две кондукторские роты; одна телеграфическая рота» – общей численностью 4 340 человек… Вышеозначенное формирование войдёт в состав инженерных войск – и станет первым в мировой истории… Спустя годы  железнодорожные войска не раз обеспечат победы русской (а затем и Красной) – армии… а вот  в случившейся вскоре Крымской войне никакой роли не сыграют – между тем, транспортные проблемы станут одной из существенных причин нашего обескураживающего поражения… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 6 августа 1952 года родился Винсент Джон Кузано, вошедший в историю, как гитарист американской команды  «KISS» – он станет Винни Винсентом – а также Воином Анкха (Ankh Warrior)… Правда, через пару лет Винни выгонят.




Tags: 6 августа, День железнодорожника, Николаевская дорога, Николай I, Стефенсон, Франц Антон фон Герстнер, Царскосельская дорога
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments