Сегодня – День полиции, который долго был Днём милиции, а с недавних пор носит громоздкое название «День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (видимо, на случай ещё каких-нибудь переименований). Как известно, милицию учредила Советская власть – буквально на третий день своего существования; а вот полиция, согласно источникам, обязана своему появлению ещё неутомимому реформатору Петру…
В последние двадцать лет эта служба (как её не называй) не раз подвергалась справедливой критике со стороны наших объективных СМИ – но, по большому счёту, куда мы звоним, случись что? Неужели Бэтману или Супермэну?..
Впрочем, поздравлений сегодня будет немало – потому перенесёмся на столетие назад. 10 ноября (по новому стилю) 1910 года случилось если не криминальное, то – совершенно загадочное событие, причины и обстоятельства которого породили значительную библиографию, и продолжают оставаться темой расследований. В этот день 82-летний Лев Толстой тайно покинул свой дом в Ясной Поляне – для того чтобы десятью днями позже скончаться от воспаления лёгких на станции Астапово (ныне посёлок в Липецкой области назван именем писателя).
Распространена возвышенная версия, что Толстой «ушёл в Русь» – оспорить её невозможно из-за нематериальности и, что называется, «отсутствия улик»… Хотя, есть фрагмент письма, оставленного писателем жене: «Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».
Как будто убедительно… вот только никакой «роскоши» в Ясном Селе не было (даже туалет, прошу прощения, во дворе). Да и – о «чём другом» речь?
Потому возникло мнение, что причины ухода Толстого были вполне бытовые и семейные… в том же послании Лев Николаевич настаивает: «…не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твоё и мое положение, но не изменит моего решения»… И добавляет ниже: «Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я…». (Речь о дочери Толстого, Александре – она вполне разделяла взгляды отца, и действительно вскоре присоединится к нему).
К тому моменту Толстой был женат сорок восемь лет… биографы сходятся в том, что после первого десятилетия в семье наступил разлад; а лет двадцать Толстой собирался – но никак не решался – уйти. Наконец, обострился «квартирный вопрос»: Лев Николаевич пожелал отказаться от литературных доходов – Софья Андреевна была категорически против; договорились на том, что ей остаются права на произведения, написанные до 1880 года. (На минуточку – это большая часть толстовского наследия, включая «Войну и мир» и «Анну Каренину»).
В начале века настало примирение – в 1901-м графа отлучили от церкви, и жена его поддержала; потом супруги по очереди тяжело болели – и выхаживали друг друга; но этот ренессанс прервался незадолго до «ухода».
С одной стороны, Софья Андреевна становится агрессивной и подозрительной, пытается тайком читать бумаги мужа… С другой – Толстой переписывает завещание и передаёт пресловутые авторские права уже упомянутой дочери, Александре. Каким-то образом, это становится известно супруге; скандал следует за скандалом, истерика за истерикой; обстановка в Ясной Поляне становится невыносимой…
Впрочем, не станем вдаваться в семейные противоречия немолодой пары – итог известен. В сопровождении своего врача Толстой садится в поезд… как будто, у него не было определённого маршрута – но писатель приезжает в Оптину пустынь, а потом – в Шамординский монастырь, где общается со своей сестрой, матерью Марией. Есть мнение, что отлучённый от церкви писатель хотел остаться в одной из обителей…
…Впрочем, этого не случилось – бесцельное странствие продолжается; спутники держат совет о дальнейшем маршруте (включая Кавказ и, почему-то, Болгарию), но беглец уже ко всему равнодушен. Впрочем, его перемещения перестают быть секретными – приходят слухи о скором прибытии жены. Однако, Софья Андреевна не успеет…
…Не успеют и церковные иерархи – говорят, что их задачей было «официально засвидетельствовать раскаяние писателя»; иные считают, что это была «миссия милосердия» – так или иначе, Александра никого не подпустит к умирающему отцу…
PS: Можно бесконечно гадать о причинах ухода Толстого, но очевидно: что бы это ни было, единственно возможным способом бегства для него станет смерть…
PPS: Писатель так и умер отлучённым – потому, когда при выносе немногочисленная толпа запела «Вечная память», жандармы приказали прекратить; затем гроб погрузили в багажный вагон, и траурный поезд помчался без остановок… впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 10 ноября 1944 года родился сэр Тимоти Майлз Биндон Райс (известный нам, как, попросту, Тим Райс) – автор либретто мюзиклов «Иисус Христа – суперстар», «Эвита»; текстов песен к мультфильмам «Аладдин» и «Король Лев» (за которые он получил «Оскар») – впрочем, этот список бесконечен…
Journal information