«А если бунт кончается удачей – тогда он называется иначе…» – на авторство претендуют многие, потому позволим себе привести эту неточную цитату просто так…
В разные годы 9 ноября были подавлены два мятежа – не обошлось без стрельбы и последствий – в каждом случае, разных… Впрочем, по порядку.
Итак, в 1923 году, начался «Пивной путч» в Мюнхене. Предыстория событий такова: берлинское правительство дало слабину в споре с Францией за промышленный Рур; и это вызвало возмущение баварских правых – а к ним примкнули национал-социалисты.
(К весьма любопытным конспирологическим версиям того, как Гитлер возглавил эту партию – после чего она внезапно разбогатела и превратилась в мощную политическую силу – мы обратимся при удобном случае; пока же констатируем: будущий фюрер планировал идти маршем на Берлин – а консерваторы никуда не собирались, и хотели просто отделения Баварии…)
Именно это баварский комиссар фон Кар собирался обсудить с тремя тысячами своих сторонников вечером 8-го в мюнхенском пивном зале «Бюргербройкеллер» – но тут случилось неожиданное! Некто, скромно стоявший у входа, внезапно швырнул кружку на пол, вскочил на стол, выхватил пистолет, выстрелил в потолок, и крикнул: «Национальная революция началась! Зал окружён! Всем оставаться на местах!» Трудно себе представить, но этим ковбоем оказался тридцатичетырёхлетний Адольф Гитлер…
Тут на пороге появился генерал Людендорф – возможно, герой Первой Мировой просто зашёл выпить пивка, но оказался очень кстати: баварская верхушка, хоть и застигнутая врасплох, категорически отказалась идти на Берлин; все были арестованы – но удивительным образом разбежались… Гитлер провозглашает себя имперским канцлером, а Людендорфа – главнокомандующим.
Наутро 9-го оба направляются в центр города во главе колонны будущих штурмовиков – и нарываются на правительственные войска. (Солдат, согласно источникам, было около сотни – против трёх тысяч). Тем не менее, после нескольких залпов с обеих сторон, нацисты разбежались… (Геринг был ранен в бедро; Гитлер вовремя залёг и уцелел; в Людендорфа стрелять не посмели).
Тем всё дело и закончилось – как мы знаем, всего лишь на время: после недолгой отсидки, и спустя десятилетие Гитлер придёт к власти по итогам выборов…
Полувеком спустя мятеж случится у нас – правда, он не получит ни развития, ни огласки. В ночь с восьмого на девятое ноября 1975 года капитан III ранга Валерий Саблин поднял бунт на большом противолодочном корабле «Сторожевой».
(В этой истории много странного; особенно – личность зачинщика: военного моряка в третьем поколении, коммуниста с пятнадцатилетним стажем, наконец – политрука боевого корабля! Более того – за год до описываемых событий Саблин с отличием закончил Военно-политическую академию; его имя было выбито на мраморной доске лучших выпускников…)
Тем не менее, по сведениям источников, ещё в начале 60-х Саблину задержали присвоение очередного звания – вроде бы, из-за письма, которое он написал Хрущёву: молодой морской офицер выразил сомнение в «чистоте партийных рядов». В последующие полтора десятилетия писем он не писал; и, с одной стороны, продвигался по службе, а с другой – много думал. Получив назначение на сверхновый боевой корабль, политрук имел готовую программу действий: «…во-первых, нынешний госаппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам – разбит и выброшен на свалку истории, так как глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, высокомерием по отношению к народу. Во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность гос- и партаппарата со стороны народных масс...»
Звучит демагогически, скажете вы – но это сегодня (вспомним пылких ораторов конца 80-х начало 90-х!); Саблин собирает тринадцать офицеров и тринадцать мичманов (!), и оглашает план – идти в Кронштадт, встать на рейде, и потребовать доступа на ТВ и радио для оглашения своих идей. (Командира корабля политруку удалось обманом закрыть на замок. Туда же отправились несогласные офицеры – их оказалось большинство).
Дисциплинированные моряки подчинились старшему по званию – но, прямо скажем, не очень: кто-то сбежал за подмогой; а кто-то поспешил открыть капитана. Тем не менее, «Сторожевой» двинулся от Риги к Ленинграду… флотское командование подняло среди ночи Брежнева; корабли и авиация Балтфлота получили приказ остановить беглое судно – или потопить его…
…Утром 9 ноября, после первого бомбового удара, БПК остановился – освобождённый командир корабля ворвался в рубку и прострелил своему замполиту ногу… на этом мятеж закончился.

PS: Саблина осудили и расстреляли – его ближайшего помощника, матроса Шеина, приговорили к восьми годам; остальных участников, максимум, отправили в запас. В 1994 году новая власть пересмотрела дело («в свете новых обстоятельств», ещё бы!) – тем не менее, покойному Саблину дали десять лет; а давно отсидевшему матросу – пять. В реабилитации Военная коллегия Верховного суда обоим отказала…
PPS: «Сторожевой» отправили на Камчатку, а в 2002-м продали в Индию на металлолом… но это – совсем другая история.
Напоследок. 9 ноября 2002 года музыкальный канал VH1 объявил самой романтичной песней всех времён и народов «I Will Always Love You» – ну, не будем спорить…
Journal information