shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 мая – 2

О военных автомобилистах

Сегодня  в России отмечают День военного автомобилиста Вооружённых сил… довольно странно, что при очевидной важности и многочисленности (чего стоит один девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска!») …так вот – вспомнили о них почему-то лишь в 2000-м… И это – при более чем столетней истории!.. Впрочем – по порядку.



…За точку отсчёта взято 29 (по нов. ст.) мая 1910 года – дата выхода на основании Высочайшего соизволения приказа по Военному ведомству о формировании Первой Учебной Автомобильной роты – однако, началось всё несколько раньше… Ещё в 1876-м для армейских нужд были куплены два английских паровых тягача – через год их число достигнет дюжины (включая, кстати, два отечественных – русские умельцы времени зря не теряли!) – после чего «Особая команда дорожных паровозов» отправится на очередную русско-турецкую войну. Здесь они таскали осадные орудия – вроде бы, успешно, но бурного развития не случится… Генералы относились к техническим новинкам с опаской, предпочитая привычных  лошадок!..

…Первое боевой выезд автомобиля в современном понимании (то есть – с двигателем внутреннего сгорания) мы находим двадцать лет спустя. На Белостокских манёврах появляется один-единственный – но зато шестиместный – «Делаж»… эксплуатанты тоже его хвалят!.. (Заметим, что французская фирма «Delage» специализировалась на гоночных и представительских машинах – не иначе, высшее начальство и возили…)

…Дальше – вновь затишье, вплоть до Курских манёвров 1902 года, в которых, помимо уже знакомых нам паровых тягачей «Фаулер», были задействованы несколько французских легковушек «De Dion-Bouton» и отечественных грузовиков «Лесснер». (Отечественными их можно назвать с некоторой натяжкой – машины делались, так сказать, в кооперации с «Даймлером» – хотя конструктор Борис Луцкий не только много чего для немцев разработал, но и входил в их правление). Так или иначе – по мнению источников, двенадцатисильный и двухтонный грузовик Луцкого (был ещё один – на две тонны четыреста – но тот, за маломощностью двигателя, едва мог перевозить сам себя) …одним словом – «Лесснеры» на отечественном бездорожье показали себя более-менее прилично, а «французы» – постоянно ломались.



…В русско-японской войне тоже фигурирует несколько автомобилей (в основном – иностранных, но есть среди них и наш «Фрезе») – однако всё это были легковушки для командующего и его штабных офицеров… Таким образом, к 1909 году на всю армию числилось каких-то два с половиной десятка разномастных авто… (Между тем прогресс не стоял на месте – «Руссо-Балт» уже выпускал по сотне с лишним машин в год!..) Итак, в феврале 1910-го появляется распоряжение Военного совета «О придании пятых автомобильных рот ряду европейских железнодорожных батальонов»… по двенадцать машин на роту, итого – сто восемь… Причём – только для начала …однако, всё это кто-нибудь должен был научиться водить…

…Так появится Первая Учебная Автомобильная рота, с которой мы начали – её командиром назначили капитана Петра Секретёва. (Впоследствии он дослужится до генерал-майора и станет первым начальником первой же Военной автомобильной школы… именно здесь по протекции Горького будет служить в годы войны Маяковский – и даже удостоится от Секретёва медали «За усердие»… Увы – уже в марте 1917-го революционный поэт придёт генерала арестовывать!.. Отсидев полгода в Петропавловке, Секретёв уедет во Францию… будет там работать в автопроме и преподавать – а ещё устроит в Париже для соотечественников «Казачий Дом». Впрочем, мы сильно забежали вперёд).

…Пока же он (уже – подполковник) энергично берётся за дело – думается, принятые на обучение «нижние чины» старались изо всех сил – ведь водители по тем временам были, практически, такой же элитой, как пилоты… даже экипировка одинаковая – вплоть до шлемов!.. Но дело не только в людях… Вскоре после открытия, Секретёв собирает всю наличную автотехнику (как мы помним – каких только марок там не было!) – и гонит этот пестрый гараж на автопробег… от Питера до Москвы – и обратно. Через двадцать три дня до финиша доберутся только «Опель» и «Руссо-Балт»…

 

PS: …Именно эта отечественная легковая марка будет признана единственно пригодной в качестве штабной машины после другого автопробега, в 1912-м – однако, выяснится, что мощности «Русско-Балтийского Вагонного завода» армейские потребности не закрывают. Пришлось заказывать за границей – тем не менее, Первую мировую будущие автомобильные войска встретят в составе пяти рот – и почти трёхсот пятидесяти автомобилей… К семнадцатому году их количество дойдёт до десяти тысяч (французы на тот момент имели в девять раз больше, а немцы – в пять с половиной). Возможно, проблему со временем решило бы строительство шести автозаводов, на которое замахнулись в 1916-м – но… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 29 мая 1956 года родилась Ла Тойя Ивонн Джексон – известная американская певица и старшая сестра Майкла.





И ещё. 29 мая 1963 года родился Бэйли Александр Кук, более известный как Блэйз Бэйли – вокалист и фронтмен британской группы «Iron Maiden» с 1994-го по 1999 годы.




Tags: 29 мая, Борис Луцкий, Делаж, День военного автомобилиста, Лесснер, Первая Учебная автомобильная рота, Пётр Секретёв, Руссо-Балт, Фаулер
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments