shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 апреля – 2

О танце – и Жан-Жорже Новерре

Сегодня – Международный (или – Всемирный) День танца… потому скажем несколько слов о человеке, произведшем подлинную революцию в этом искусстве – тем более, что Жан-Жорж Новерр родился именно 29 апреля 1727 года – собственно, в его честь и мероприятие!..

 

…Чем же мир обязан Новерру?.. Если коротко: он создал балет!.. Тот, который существует сегодня, и в котором мы, вроде бы, «впереди планеты всей». Или уже нет?.. Ну, неважно…

…До Новерра танцы влачили жалкое существование в виде вставных номеров, а на исполнителей напяливали дурацкие парики и маски… В общем – чистая клоунада!.. (Причём, на современный взгляд, довольно скучная… Хотя, вообще-то, это называется красивым словом «дивертисмент» – от французского «развлечение»).

…Уроженец Парижа, Новерр всю жизнь странствовал по Европе. (Не был, разве что, в Российской Империи – но здесь работали его ученики и многократно переиздавались книги). В своё время молодого танцовщика не взяли в Парижскую оперу – и он покидает Францию на десять лет. Возвращается – и снова терпит фиаско; но устраивается постановщиком в Комическую оперу. Тут его дивертисменты приметит знаменитый Дэвид Гарик (на тот момент – директор театра «Друри-Лейн») – и позовёт на гастроли в Лондон.

Поначалу труппу принимали хорошо – но в 1756-м разразилась Семилетняя война – и патриотичные англичане начнут освистывать «лягушатников», а потом и вовсе переломают им декорации!.. «Чёс» сорвался – однако, Новерр ещё год проживёт у Гарика, изучая местный театральный опыт – а потом поедет в Лион…



…Здесь, в провинции, он получит возможность реализовать некоторые свои идеи в местном театре, и – самое главное – напишет и издаст объёмистый программный труд «Записки о танце и балете»:

«Я… на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими…»

…с Вашего разрешения, мы закончим эту пылкую цитату чуть позже, а пока констатируем: на сцену явился pas d’action – «действенный балет», как его назвал сам Новерр – отдельный и самодостаточный спектакль, объединённый сюжетом и сквозным действием!.. Что интересно – Париж не спешит распахнуть новатору свои объятия – и Новерр на семь лет уезжает в Штутгарт…

…Тут он получает полную свободу действий – и ставит балет за балетом – один серьёзней другого: «…Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Всё бы хорошо – но публика привыкла лицезреть что-нибудь попроще… в конечном счёте театр вылетает в трубу…



(Ситуация складывается примерно, как с современным «фестивальным кино» – специалисты восторженно цокают языками, коллеги растаскивают приёмы по своим постановкам… народ безмолвствует!..) Тем не менее, профессиональный авторитет Новерра неуклонно растёт – он опять колесит по континенту – и, наконец, возвращается во Францию. (Да не абы как, а по приглашению самой королевы, Марии-Антуанетты – в Вене, принцессой, она брала у него уроки – и теперь назначает пятидесятилетнего мэтра директором балета  Парижской Оперы).

…Увы, триумфа опять не вышло – разочарованный Новерр уходит в отставку и уезжает в Англию; здесь его балеты почему-то принимают лучше – но ненамного… Окончательно на родину он вернётся с двух попыток (первая пришлась на  революцию); в Оперу его опять не возьмут – создатель восьмидесяти балетов умрёт 83-летним пенсионером, занимаясь составлением балетного словаря, и переписываясь с целой кучей знаменитостей, включая, например, Вольтера…

PS: …Вернёмся к цитате, которую мы прервали на самом важном месте – Новерр констатирует, что: «…навлек на себя неудовольствие всех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были». Так и не познав триумфа в качестве постановщика, он успеет застать постепенное и повсеместное торжество своих идей – правда, без упоминания автора. В конце концов, о нём вспомнят – но неужели кто-нибудь может желать посмертной славы?.. Вряд ли… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 29 апреля 1931 года родился Энтони Джеймс «Лонни»  Донеган – британская звезда 50-х – начала 60-х годов, «Король скиффла», кавалер Ордена Британской империи. Музыкант скончался в 2002-м.




Tags: 29 апреля, День Танца, Дэвид Гарик, Жан-Жорж Новерр, Записки о танце и балете, Комическая опера, Мария-Анутанетта, Парижская опера
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments