shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 октября

О неочевидных юбилеях

Разумеется, мы не пройдём мимо того факта, что сегодня – День Комсомола, замечательной кузницы кадров, которую прошли – как говорят – примерно сто шестьдесят миллионов. Принято считать, что именно из этой славной организации вышли практически все мало-мальски заметные лидеры современной России (ну, или хотя бы в ней числились – как мы помним, комсомол самораспустился двадцать два года назад, какой-нибудь месяц не дотерпев до очередного дня рождения).



Если вышесказанное верно – нас ждут серьёзные торжества; как-никак, 95 лет по нашим временам принято считать юбилеем! (Хотя, комсомольцы со стажем вполне могут помнить Постановление ЦК КПСС от 1958 года, которое требовало «…навести строгий порядок в проведении юбилеев»; в связи с чем, юбилеи «массовых общественных организаций» надлежало отмечать «…в дни пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня существования». Впрочем, времена меняются – и ускоряются…

Теперь вспомним происшествие юбилейной 125-летней давности: 29 октября 1888 года под Харьковом  потерпел крушение императорский поезд…(А ведь всего двумя годами раньше Александр III – первым в Европе! – учредил День Железнодорожника...)



Авария случилась на спуске вблизи станции Борки, ровно в 14.14 (словно по чьему-то нумерологическому расчёту): погода стояла ненастная; шёл дождь со снегом… (Очевидцы рассказывают  о трёх толчках: первый сбросил пассажиров с мест; после второго, ещё более сильного, состав заскрежетал, рушась, – и затем, с третьим толчком, затормозился).



Собственно, «затормозился» звучит неоправданно нейтрально – десять из пятнадцати вагонов сошли с рельсов, некоторые из них превратились буквально в щепки; двадцать один человек погиб, не менее шестидесяти восьми пострадали…

Император с семьёй в этот момент завтракали в вагоне-ресторане: удар смял боковые стенки, пол обвалился – люди оказались на путях; а сверху на них уже неумолимо падала крыша – но каким-то чудом застряла, воткнувшись  углом в кухонные тележки. (Позже рассказывали, что её удерживал на плечах сам император… конечно, это кажется преувеличением.  С другой стороны,  Александр – здоровяк 193-сантиметрового роста, вскоре после этого события   начнёт страдать болями в пояснице; а шестью годами позже – не дожив до пятидесяти! – скончается от нефрита почек…)

Итак, члены царской семьи (включая цесаревича и будущего императора   Николая) выбрались из-под обломков – помятые, но более-менее целые. Отметим: окружённая перепуганными свитскими августейшая чета покинула место трагедии в числе последних: Александр руководил спасательными работами; Мария Фёдоровна оказывала помощь раненым. (У императрицы была повреждена рука, на её испачканное и разорванное платье накинули шинель). С наступлением  ночи всё было кончено – и царская семья села в давно поданный запасной поезд.

Спасение императорской четы в этой ужасной аварии было воспринято как чудо (в соседнем вагоне раздавило тринадцать человек) – последовал торжественный молебен в Харькове – и, само собой, расследование…



Скажем сразу: версия теракта практически не рассматривалась (хотя  впоследствии говорили о некоем поварёнке и заложенной им бомбе с часовым механизмом) – такое благодушие может показаться странным, учитывая настоящую охоту, которую вели «революционеры» за отцом императора – да и саму смерть Александра II

…Тем не менее, причинами аварии были названы технические обстоятельства – и, если вдуматься, они покажутся преступней любой бомбы! Выяснилось, что царский поезд нарушал  все существующие нормы безопасности: он вдвое превышал вес ходивших в то время пассажирских составов практически соответствуя «товарняку». Но разрешённая скорость товарных поездов составляла двадцать вёрст в час – а у императорского  состава, в соответствии с расписанием, должна была быть не менее тридцати семи. Более того – в тот день он выбивался из графика, и гнал под семьдесят!

Дальше – больше. Оказалось, что из двух паровозов (по-другому с трёхсотметровой и почти пятисоттонной махиной не получалось!) один был грузовым, а другой – пассажирским; что создавало опасную боковую качку… и так этот состав ездил десяток лет!

И это ещё не всё… В процессе расследования выяснилось, что участок, на котором произошло крушение, был  признан аварийным ещё летом того же года; всплыли хищения при строительстве самой дороги… одним словом – несколько чиновников были отправлены в отставку, и Александр распорядился прекратить следствие…

PS: Неизвестно, что сыграло решающую роль в этом высочайшем решении: возможно, личность воглавившего следствие А. Кони: этот рьяный юрист, десятилетием назад добившийся оправдательного приговора для стрелявшей в питерского губернатора Веры Засулич, уж очень усердствовал, стремясь добраться до «самого высшего эшелона»…



PPS: В нашей историографии Александр III довольно непопулярен. Раньше это объяснялось просто: именно за попытку покушения на этого царя повесили старшего брата будущего Ленина… Но и в наши дни государь, до скупости экономивший на собственных расходах, и прозванный «Миротворцем», поскольку, не воюя, сумел увеличить территорию империи на 430 тысяч кв. км, не обрёл признания…  правда, его всегда истово ненавидели доморощенные либералы – но это совсем другая история…


Напоследок. 29 октября 1984 года состоялась официальная мировая премьера альбома Deep Purple «Perfect Strangers». Для него великие музыканты собрались в классическом составе Mark 2 – и пластинка моментально стала платиновой.

Tags: Александр Третий, крушение императорского поезда
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →