21 марта 1556 года на костре закончил свою жизнь Томас Кранмер… по мнению многих специалистов, архиепископ Кентерберийский сыграл решающую роль в становлении Англиканской церкви – но другие считают его не более чем приспособленцем, с лёгкостью «сдававшим» всех неугодных правящему на тот момент монарху… (Правда, с Марией Кровавой произойдёт вполне объяснимая осечка!) Да и обе эти характеристики, в сущности, не так уж противоречат друг другу… Но – по порядку.
…Родители будущего епископа рода были незнатного – но могли себе позволить отправить четырнадцатилетнего отпрыска в Кембридж, где Томас и задержится, сначала выучившись на бакалавра искусств, а затем став магистром и членом совета колледжа Иисуса. (Должность, впрочем, придётся оставить по случаю женитьбы – но преподавать Кранмер продолжит. По мнению биографов, сам факт свидетельствует, что о церковной карьере молодой человек в те времена не помышлял – однако, впоследствии (и ещё до своего впечатляющего взлёта) он втайне женится снова – на немке и протестантке Маргарет. (Что, в сущности, характеризует нашего героя положительно – ведь он мог, в духе римских пап, плодить незаконных детей, ничем не рискуя! …Впрочем, мы забежали вперёд).
…Секрет секретом – но двоежёнцем, по крайней мере, Кранмер не станет – поскольку первая жена, Джоан, скончается родами менее чем через год после свадьбы… В связи с несчастной переменой в семейном положении, вдовца возвращают в университетский совет – а позже он принимает сан, и в 1520-м становится доктором теологии… (Всего тремя годами раньше в Европе появились тезисы Лютера – но на Альбионе (и у Кранмера в частности) начавшаяся Реформация пока сочувствия не находит…)
…Ситуация изменится в конце 1520-х, когда Генрих VIII затеет развод с первой из своих печально известных жён…(Помимо Анны Болейн на то была ещё одна, не менее серьёзная, причина – за без малого четверть века совместной жизни Екатерина Арагонская так и не сможет родить королю наследника-мальчика (к слову, единственная выжившая дочь – Мария – престол-таки унаследует, да ещё и казнит нашего сегодняшнего героя). …Но пока доктор Кранмер находит выход из затруднительной ситуации – оказывается, брак короля был фиктивным изначально!.. (Сперва Екатерину действительно выдали, было, за брата Генриха – Артура, однако, принц Уэльский почти сразу заболеет и помрёт… при этом вдовица заверяла, что осталась «девицей непорочною, мужа не знавшей». Тем не менее, появится повод припомнить библейское «Если кто возьмёт жену брата своего: это гнусно… бездетны будут они» – то есть, оказывается, мертворождённые дети у королевской семьи рождались все эти годы не просто так!..)
…Соображения Кранмера достигнут благосклонного уха Генриха – и Томаса отправляют для консультаций в Германию. (Где он, как мы уже упомянули, сам не преминёт жениться). Затем, очень кстати, освобождается место архиепископа Кентерберийского – король выдвигает Кранмера, а папа Климент VII, не предвидя последствий, соглашается!.. (Бракоразводный процесс, вошедший в историю под громким названием Великое дело короля уже вовсю шёл – причём понтифик изо всех сил упирался). Свежеиспечённый архиепископ немедленно аннулирует злополучный брак – и благословляет женитьбу короля на уже беременной Анне Болейн. (Забегая вперёд – аналогичные процедуры он послушно проделает со всеми остальными жёнами – кроме последней, которая Генриха переживёт).
…Папа отлучает своевольного короля (и, до кучи, Кранмера) – островной парламент, в ответ, принимает «Акт о супрематии», после чего Генрих становится главой собственной Англиканской церкви… Вскоре он начнёт (при активном участии архиепископа Кентерберийского) закрывать монастыри – разумеется, присваивая их земли. (Надо сказать, доктринальные предпочтения короля менялись, сообразно обстоятельствам – принципиальным сторонником протестантизма он не был…)
…в отличие от Эдварда Сеймура, лорда-протектора Англии и дяди малолетнего короля Эдуарда VI. В эти времена священникам разрешат браки, и – что куда важнее – будет утверждена подготовленная под руководством Кранмера «Книга общих молитв» (The Book of CommonPrayer) на английском языке вместо древней латыни. Паства воспримет новацию неоднозначно – в Девоне и Корнуолле даже случится масштабный бунт!.. (Правда, дело было не только в молитвеннике – но и новых налогах; однако, королевским войскам придётся перебить, по самым скромным подсчётам, пять с половиной тысяч мятежников).
…Все эти годы Кранмер остаётся при своей должности – исправно благословляя и санкционируя все решения «сверху». (Включая казнь несчастной Джейн Грей – «королевы на девять дней»). После этого к власти придёт уже упомянутая Мария – в Англии случится кратковременный ренессанс католичества… а Кранмер, соответственно, окажется «государственным изменником». Возможно, годы, проведённые на вершине, притупили в нём чувство опасности – архиепископ не попытается заблаговременно сбежать – и даже поначалу рискнёт отстаивать протестантские идеи!..
PS: …Увы – всё было предрешено; инициированный новыми властями «диспут о вере» Кранмер закономерно и сокрушительно проиграет; для апелляции к папе узника не выпустят – после чего начнут, одного за другим, казнить его сподвижников (или – подельников?..) Осознав неизбежность конца, старик (а ему было уже шестьдесят шесть) напишет несколько отречений – а за день до казни заготовит два текста предсмертной речи… Однако – выберет протестантский вариант… более того – сам сунет в огонь правую руку, ответственную за проявленную, было, ранее слабость!.. (Скептики говорят: большое дело… всё равно гореть: минутой раньше – минутой позже). Ну… как сказать… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 21 марта 1950 года родился Чарльз Роджер Помфрет Ходжсон, один из основателей и автор большинства хитов британской команды «Supertramp».
Journal information