Согласно источникам, именно 20 октября 1920 года произошла историческая встреча Герберта Уэллса с Лениным; надо сказать, фантаст с Ильичом поспорил. Впоследствии он напишет: «Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны и свержения капиталистического строя». Удивительно, но даже по прошествии восьмидесяти с лишним лет, невозможно определиться – кто в этом споре был прав? Пожалуй, даже можно сказать, что он продолжается…
Потому отправимся в глубокую древность – там тоже произошёл спор, приведший к тяжелейшему поражению Рима; а случилось это 6 октября 105 года до н.э.
Расширяя свои владения в сторону Галлии, римляне наткнулись на германцев – в конце концов, те сочли за благо объединиться и двинуться на территорию противника. (Среди множества племён нам наиболее знакомы кимвры и тевтоны – отметим, что при этом, они, по сути, кочевали, выступив в поход с жёнами, скотом и всем скарбом).
Таким образом, орда получилась весьма внушительная (древние историки оценивают её в двести тысяч, восемьдесят из которых были воинами). Осознав степень угрозы, римляне выслали навстречу варварам две армии, общей численностью около девяноста тысяч человек. Встреча произошла между Роной и городом Араузион (нынешний французский Оранж).
Как мы уже говорили, Римская республика тех времён отличалась рьяной приверженностью принципам демократии – потому эти примерно равные по численности армии имели двух командиров, а те никак не могли договориться. Формально, консул Гней Максим был старше по званию проконсула Квинта Цепиона – но тот и не думал ему подчиняться. (Максим был из так называемых «Homo novus» – попросту, незнатных выскочек).
Несогласие командующих привело к печальным последствиям: здравомыслящий консул предложил объединиться – но самоуверенный Цепион принципиально двинулся навстречу варварам в одиночку…
Для начала, те разбили передовой отряд римлян – его командир, легат Скавр оказался в плену. Впечатлённые его личным мужеством, кимвры предложили ему командную должность у себя – он отказался. Пожав плечами, варвары спалили гордого римлянина на костре.
Затем они обнаружили на своём пути Цепиона – и попытались вступить в переговоры: кимвры уверяли, что до Рима им дела нет, и просили дать проход в Испанию. Проконсул отказался – и ринулся в атаку!
Дальнейшие события историки (само собой, римские!) деликатно опускают – но факт остаётся фактом: обе армии были разбиты по частям, и, фактически, уничтожены. В одном из трудов есть такое описание последствий этого чудовищного поражения: «Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем овладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, кони низвергнуты в пучину, а люди повешены на деревьях — в результате ни победитель не насладился ничем, ни побеждённый не увидел никакого милосердия»
Погибло не менее семидесяти – а по другим сведениям, более ста тысяч римлян! Множество бегущих попросту утонули в Роне, поскольку не умели плавать… О судьбе Максима история умалчивает – а Цепион нашёл лодку и бежал – попал под суд, был лишён гражданства, имущества и изгнан. Снова, как и столетие назад, при Ганнибале, дорога на Рим была открыта!
PS: Впрочем, римские боги в очередной раз оказались на высоте: победители не пошли на Вечный Город, занявшись, вместо этого, разграблением Галлии и Испании. За это время энергичный Гай Марий проведёт свою знаменитую военную реформу – именно после неё римская армия станет профессиональной. Любопытная деталь: для подготовки легионеров привлекут инструкторов из гладиаторских школ!
Спустя три года варвары всё-таки надумают двинуться в Италию – и будут вдребезги биты. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 6 октября 1927 года в Нью-Йорке прошла премьера первого звукового фильма – «Певец джаза», с неподражаемым Элом Джолсоном в главной роли. Между прочим, этот уроженец Российской Ковенской губернии (Ковно – ныне Каунас) удостоен целых трёх звёзд на Аллее Славы Голливуда. Что касается фильма, то специалисты не считают его шедевром, но признают: «Певец джаза» имел ошеломляющий кассовый успех, и, что важнее, – проложил дорогу лавинообразному развитию звука в кино.
Journal information