shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

Category:

В этот день… 20 сентября

О Тысячелетии России – и Памятнике

20 сентября 1862 года в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» – вероятно, его знает каждый, а вот для идентификации присутствующих на монументе исторических персонажей понадобится опытный экскурсовод… Впрочем – по порядку.

Идея возникла пятью годами раньше – империя готовилась отпраздновать тысячелетие призвания Рюрика и прочих варягов (прямо скажем – довольно сомнительное событие, о котором поговорим завтра). Первоначально правительство планировало собрать деньги вскладчину, но население как-то замялось: вышло полтораста тысяч – четыреста пришлось добавить казне.





На конкурс было подано пятьдесят два проекта; а среди трёх финалистов победил едва успевший окончить Академию живописец Михаил Микешин. (Ему активно помогал ученик скульптурного класса Иван Шредер – так что его можно считать полноправным соавтором). Таким образом, ответственный монумент (благодаря анонимности конкурса) стал творением совсем молодых людей – маститые академики, что называется, пролетели.

Отдельная головная боль вышла с персонажами – из широко известных   людей не удостоился чести быть увековеченным адмирал Ушаков; вычеркнули Тараса Шевченко; проигнорировали Ивана Грозного. Зато Николая I, после долгих сомнений всё-таки решили добавить… (Напомним, памятник возводился во времена царствования Александра II).

А теперь – к экскурсоводу!



Монумент стилизован под колокол, который венчает держава четырёх метров в диаметре с трёхметровым крестом. (Общая высота: 15 метров 70 сантиметров). На державе расположились ангел (символизирует  православную церковь) и коленопреклоненная женщина (символизирует Русь). Впрочем, нас больше интересуют другие фигуры… они составляют второй ярус, обозначая шесть важнейших (по тем временам) периодов отечественной истории.

Тут представлены: Рюрик (в происхождении которого мы, благодаря М. Задорнову всё больше сомневаемся); Владимир Святой (женщина протягивает ему ребёнка для крещения; а некий славянин при этом обрушивает идол Перуна); Дмитрий Донской, попирающий кого-то из мамаевских командиров. Далее – Иван III (тут поверженных врагов побольше: ордынец, литовец, ливонский рыцарь. А позади царя – символический покоритель Сибири.  Видимо, исключение Грозного привело к тому, что часть его деяний приписали предку). За ним – основатель династии Михаил, причём Минин подносит ему державу, а князь Пожарский контролирует ситуацию с мечом в руках. И, наконец – неутомимый Пётр, основатель империи, вдохновляемый ангелом; тут не обошлось без сражённого горем шведа.



Ниже расположились четыре группы фигур: тридцать один Просветитель, двадцать шесть Государственных людей, тридцать шесть Военных людей и героев, и шестнадцать Писателей и художников. Обратим внимание на соотношение!

У нас просто не хватит места рассмотреть каждого… имена большинства Просветителей сегодня мало что скажут неспециалистам – впрочем узнаваемы Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, Сергий Радонежский и Максим Грек. Характерно, что практически все запечатлённые – деятели церкви.

Среди Государственных людей знакомых побольше – любопытно, что с Ярославом Мудрым и Мономахом соседствуют три литовских князя, а Иван Грозный вновь незримо представлен своей первой женой Анастасией. Наконец, нашлось место Екатерине II – а заодно и Потёмкину; представлены Александр и Николай Первые (как помним, Николая I едва успели впихнуть в отходящий поезд).



Список Военных людей и героев – пожалуй, наиболее узнаваемый; отметим присутствие Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, а также мирное соседство Барклая и Багратиона.

Что касается галереи Писателей и художников, то она естественно ограничена серединой позапрошлого века – тем не менее, любопытно, что запечатлены автор запрещённой пьесы Грибоедов и, якобы, опальный Лермонтов. Из живописцев высокой чести удостоился только Карл Брюллов.

(Заканчивая с перечнем, обратим внимание: многих выдающихся предков вычеркнули, зато другие оказались представлены в двойном экземпляре – в том числе: Пётр, Иван III, Дмитрий Донской и герои 1612 года).

Торжества по случаю открытия длились три дня: к прибытию гостей (население тихого Новгорода на это время удвоилось!) город капитально отремонтировали, а также издали первый в его истории путеводитель. Ничто не меняется в этом мире…

PS: Большевики сочли самодержавный памятник вызовом – но почему-то разрушать его не стали, а просто закрыли фанерой. Потом, поразмыслив, сняли и её – что ни говорите, видимо есть в имперской идее нечто неотразимое!



PPS: Не так повели себя немцы, появившиеся тут в августе сорок первого. Поначалу практичные завоеватели задумали вывезти монумент полностью (не то для украшения своих лужаек, не то из-за шестидесяти пяти тонн бронзы) – но справились только с оградой и фонарями. Тогда потомки Гёте растащили на сувениры всякие мелочи (вроде мечей и шпаг) и, насколько хватило сил, изломали всё остальное. В январе сорок четвёртого в Новгород вошли наши – а уже к ноябрю памятник отреставрировали, и состоялось его второе открытие. Со временем потребовались новые реставрации... но это уже другая история.

Напоследок. 20 сентября 1969 года «Creedence Clearwater Revival» единственный раз в своей истории поднялись на первое место британского хит-парада с песней «Bad Moon Rising».



И ещё. 20 сентября 1997-го Элтон Джон в пятый раз возглавил всё тот  же  британский хит-парад со старой песней «Candle in the Wind», которую, на сей раз, он посвятил памяти погибшей принцессы Дианы.


Спортивные обозрения
Tags: Великий Новгород, памятник "Тысячелетие России"
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments