10 сентября 1756 года императрица Елизавета издала указ о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» – будущей Александринки. Во главе учреждения поставили драматурга Сумарокова, но главным лицом тут был Фёдор Волков – первый русский актёр (и, между прочим, это его официальная должность!)
Купеческий сын приобщился к сцене ещё во время своего обучения в Москве – это были студенческие спектакли. Потом, уже возмужав, он попадает на представление придворного театра в Питере – и окончательно проникается обаянием Мельпомены. Унаследовав состояние, Волков передаёт дела брату – и организует собственный театр в родном Ярославле. (Его считают первым общедоступным театром в России – поначалу заведение располагалось в каменном амбаре, потом было построено отдельное деревянное здание).
Вскоре слухи о новой забаве дошли до Елизаветы – и она приказала: «…ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург. Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…». Какая обстоятельность, верно?.. Собственно, с этого момента мы и начали – но история имела крайне интересное продолжение!
Волков становится придворным постановщиком – и заметным человеком в окружении императрицы… но по-настоящему он развернётся при Екатерине!
Надо сказать, многое в его стремительном взлёте неясно, и нам придётся использовать непроверенные источники… Например, по некоторым сведениям, Волков отличился во время переворота, когда Екатерина свергала мужа, Петра III – в спешке заговорщики забыли заготовить манифест, с которым государыне надлежало обратиться к гвардии и народу перед присягой. Возникла заминка – и тут вперёд выступил первый актёр, извлёк из кармана документ и зачитал его, вызвав всеобщий восторг. Всё бы хорошо… но кто-то из внимательных наблюдателей разглядел: лист был чист – Волков импровизировал!
Похоже на исторический анекдот, скажете вы… но есть и факты: сразу после этого братья Волковы получили дворянство и по семьсот душ, причём в их «Грамоте на дворянское достоинство» указано: «…за услуги, усердие и верность при благополучном на всероссийский императорский престол вступлении…», и есть многозначительная приписка: «Особливо Фёдор». По некоторым источникам, Екатерина хотела наградить Волкова орденом Андрея Первозванного и предложила ему должность кабинет-министра, но Фёдор смиренно отказался, попросив только обеспечить его всем необходимым для продолжения любимой деятельности. Распоряжение будет отдано – первого актёра поставят на дворцовое довольствие, он получит дом, экипаж, а впридачу – право входить в кабинет государыни без доклада.
Согласитесь – немало! В любом случае, очевидно, что Волков был далеко не последним человеком среди заговорщиков – а некоторые считают, что и «мозгом» всей операции.
Впрочем, продолжалось это недолго. На Масленицу следующего, 1763-й года, он будет ставить многодневный маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации. (Кстати, всего Фёдор Волков написал полтора десятка пьес – что характерно, до нас не дошла ни одна!)

Шоу пройдёт блестяще, но от хлопот на морозе постановщик простудится – и вскоре умрёт в возрасте всего тридцати четырёх лет…
PS: Существует версия, что Волков стал столь деятельным заговорщиком, что называется, «на профессиональной почве» – он хотел работать в Ораниенбаумском театре, которому покровительствовал Петр III, но получил от него отказ – причём в какой-то издевательской форме. Некоторые идут ещё дальше, и полагают, что актёр участвовал в убийстве уже свергнутого императора… якобы, гвардейцы не смогли бы собственноручно прикончить государя, которому присягали – но это уже совсем другая история.
Напоследок. 10 сентября 1988 года Фил Коллинз занял первое место в британском хит-параде с песней «A Groove Kind of Love», – американский же парад впервые удалось возглавить группе «Guns N' Roses» с песней «Sweet Child o’Mine».
Journal information