…Буквально вчера мы вспоминали железнодорожные войска – а, по совпадению, в первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника… Традиция идёт с советских времён – но сам праздник существовал и до 1917-го года, причём отмечался в день рождения императора Николая I. Причина очевидна: первая русская железная дорога была построена именно при нём – от Питера… нет, не до Москвы – но до Царского села. Обкатку Царскосельская дорога пройдёт в 1836-м (для начала – на лошадках) – а годом спустя состоится торжественное открытие с настоящим стефенсоновским паровозом. (Заметим, что Джордж Стефенсон соорудил первую в истории железную дорогу всего лишь в 1825-м – так что, наша станет шестой в мире).
…Надо признать – этому «месту в первой десятке» мы в значительной степени обязаны венскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру… Он прибудет по другим делам – но, имея опыт железнодорожного строительства на родине, немедленно вдохновится нашими просторами!.. Мысль, высказанная австрийцем в письме русскому императору актуальна поныне: «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения».
…Николай отреагировал мгновенно – а ведь в те времена железные дороги считались опасным баловством!.. Правда, идею строить сразу из Петербурга в Москву пока отложат – так что Царскосельскую дорогу можно назвать экспериментальной… Николаевская откроется в 1851-м – именно там и появится загадочная русская колея шириной 1524 мм. (У Царскосельской она, по воле фон Герстнера, была и вовсе шестифутовая – 1829 мм!)
…Общеизвестен неприличный анекдот на эту тему – но, на самом деле, британский стандарт в 1435 мм датируется только 1846 годом – причём, приживался в Европе он долго (отклонения есть и сейчас!) – так что Россия могла выбирать по своему усмотрению. Распространено мнение, что решающую роль сыграли военные резоны («…чтобы враг не въехал к нам на паровозе!») – ну, может быть… (Другая версия – «американский след» – это ровно пять футов… Кстати, СССР с 70-годов и до конца своего существования успеет урезать колею на 4 мм – до 1520… причины тоже неясны – но именно по ней катаются сегодня составы РЖД).
…Идём дальше. Сегодня – День Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации. Длинновато… зато – внушительно!.. Особенно в наши времена, когда, как выяснилось, подслушивают абсолютно всех – невзирая на лица! (Или, наоборот, именно – взирая?..) Так или иначе – судя по всему, с нашими первыми лицами номер не проходит... во всяком случае, в интернет ничего не выложено. Следовательно – наследники «девятки» КГБ свою службу несут исправно… (Правда, имеется минус – они такие секретные, что и не знаешь, кого поздравить…)
PS: …Исторически (если не вспоминать Зимний дворец) 100-номерной коммутатор в Кремле появится в 1918-м – через полгода после переезда правительства. (Кстати, принято считать, что именно В. И. Ленин вскоре озаботится установкой дисковых аппаратов и автоматической АТС – ну, не доверял вождь пролетариата барышням-телефонисткам!..) Примерно тогда же начнётся работа над высокочастотной связью – но первые линии проведут только в 1930-м. (Примечательно, что одна из них соединит столицу с Питером, а другая – с Харьковом). А на следующий год появится соответствующее управление ОГПУ – хотя сегодняшняя дата связана с реорганизацией ФАПСИ… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 7 августа 1958 года родился Брюс Дикинсон – вокалист «Iron Maiden». Впрочем, как выяснилось за время его почти десятилетнего расставания с этой группой, Брюс – какой-то «всемогущий»! Он – профессиональный пилот гражданской авиации, а также автор весьма успешных фантастических романов. Впрочем – в первую очередь, певец.
Journal information