19 августа 1944-го полковник (а в будущем – маршал авиации) Александр Покрышкин стал первым в истории трижды Героем Советского Союза. К тому времени он совершил 550 вылетов и одержал 53 победы… это официально. На самом деле, ас имел обыкновение приписывать сбитые самолёты своим ведомым – поэтому точную цифру мы не узнаем никогда. Правда, надо признать и другой факт: ставшего легендой лётчика всё реже выпускали в небо… берегли. Наверно, и правильно?..
Впрочем, вернёмся в отдалённые времена – в 1812-м Россия тоже воевала со всей Европой, и именно 19 августа состоялось малоизвестное сражение, которое французы именуют «бой у Валутиной горы», а наши историки (если вообще о нём упоминают) «сражением при Лубино». Одним словом – дело происходило в двадцати километрах восточнее Смоленска, из которого русские войска в тот момент отступали.
Как вы помните, вблизи Смоленска наши армии объединились – и продолжили то, что М.Ю. Лермонтов, в свойственной ему романтической манере, назвал: «Мы долго молча отступали». Разумеется, ничего подобного не было!
Даже мало-мальски вдумчивый школьник не может не испытать сомнений перед собственным учебником, читая в нём: «Наполеон перешёл границы с шестисоттысячной армией… в битве при Бородино у него было около ста двадцати тысяч человек». А куда же делись полмиллиона?..
Часть из них продолжала безуспешно караулить Петербург, часть полегла в множестве сражений, о которых мы, день за днём рассказываем… к ним относится и это.
Это не было правильным сражением в традиционном понимании – русские отступали, французы преследовали. (Отметим – с осторожностью, переходящей в неохоту!) Тем не менее, в вечеру на помощь Мюрату прибыл неугомонный Ней – и началась решительная атака. В бою принимали участие не менее тридцати тысяч человек с каждой стороны.
Основной задачей наших было прикрыть отступление главных сил – и они с ней справились. По-настоящему, сражение началось уже к концу дня – со стороны приятеля подтянулись такие серьёзные люди, как Даву и Богарне – естественно, со своими корпусами.
Знаменательным эпизодом этой битвы стало пленение Тучкова Третьего – согласно источникам, славный генерал (один из династии, о которой мы расскажем позже), возглавил атаку в пешем строю, после того, как под ним убили лошадь. Израненного, его привели к Бонапарту… (По другой версии, Тучков уцелел исключительно благодаря тому, что в темноте командовал своими солдатами по-французски; с другими языками ему было в столь ответственный момент сложно!)

Так или иначе – продолжая легендарный рассказ, Павел Алексеевич написал письмо, которое попало к императору Александру, и содержало первые намёки на заключение мира. (Почему-то с европейцами так и происходит – как только они заходят достаточно далеко). Как мы знаем, мир заключён не был.
PS: Тучков протомится в качестве почётного военнопленного до 1814 года, после чего закончит жизнь в возрасте восьмидесяти и чине действительного тайного советника.
PPS: Наша армия продолжит отступление… но не удержимся процитировать неприятеля:
«Насколько видел глаз, всё пространство было завалено трупами… Число убитых и изувеченных, русских и французов вместе, было так велико, что некоторые места, заваленные ими, надлежало объезжать, и нигде ни одного трофея – ни одной пушки, ни одного зарядного ящика! Мы владели только полем, в одинаковом количестве покрытым и нашими трупами… В течение дня распространилось известие о сражении при Валутиной горе. Это известие произвело чрезвычайно дурное впечатление».
А впереди было Бородино…
Напоследок. 19 августа 1945-го родился Иен Гиллан. (Хотя, нам, старым фанатам «Дип Пёрпл» и «Суперстара» привычнее называть его Ян!) Никто не скажет об этом музыканте лучше, чем Ричи Блэкмор: «Иэн… настоящий псих. С другой стороны, он самый великий вокалист в хард-роке».
Но это не всё! 19 августа 1951-го родился Джон Дикон – бас-гитарист «Куин»; автор нескольких выдающихся хитов этой группы – среди которых как легко догадаться, «Another One Bites the Dust». Кто не помнит эту великую (и такую, вроде бы, простую!) басовую партию…
Journal information