3 августа 1492 года флотилия Христофора Колумба отплыла в своё историческое путешествие – и это даёт нам повод сказать пару слов об этом загадочном человеке.
Надо заметить, при всей развитости средневековой бюрократии, достоверных сведений о Кристобале Колоне сохранилось на удивление мало – достаточно сказать, что за право считаться его родиной спорят полдюжины испанских и итальянских городов; также есть мнение, что, на самом деле, он был португальцем (а то и потомком польского короля!) Загадкой остаётся и выбор маршрута – принято считать, что Колумб плыл в Японию (или Китай, а может – в Индию); но некоторые полагают, что у него имелась секретная карта, и мореплаватель точно пролагал свой курс к американским берегам (которые, естественно, так не назывались). Не слишком помогает исследователям судовой журнал адмирала – считается, что он сознательно искажал своё местоположение, имея в виду существовавший в то время раздел морских владений между Испанией и Португалией. К тому же, оригинал документа тоже не сохранился… остаётся добавить, что основной источник наших сведений о Колумбе – биография, написанная его незаконнорожденным сыном Фернандо. (В экспедиции-то он побывал – но назвать наследника объективным свидетелем мы бы не рискнули).
…
Так или иначе – традиция считает Колумба итальянцем, выходцем из Генуи, где его отец был шерстомойщиком, трактирщиком и мелким торговым посредником в одном лице. (То были времена энциклопедистов не только в науке!) Примерно в десять он начал плавать юнгой по Средиземноморью, а в двадцать продолжил заниматься морским делом, переехав в Португалию. Именно здесь он сделает первую попытку заинтересовать короля Жуана II своим неизвестно когда возникшим проектом.
Заметим, что вопрос плавания в Азию стоял тогда остро – через два года после рождения нашего героя пал Константинополь, сухопутный путь для европейцев был перекрыт османами. Морем же приходилось огибать всю Африку – между тем гипотеза круглой Земли отнюдь не стала общепризнанной! Но португальцы сочли расчёты Колумба несостоятельными – и он перебирается в Испанию. Здесь ему с той же удивительной лёгкостью удаётся попасть ко двору – державные супруги встречают идею благосклонно, но они заняты войной с маврами!
(Испания как таковая только формировалась – Фердинанд был королём Арагонским, а Изабелла – королевой Кастильской. В дальнейшем это сыграет определённую роль: арагонцы были географически ориентированы на торговлю с Европой, а кастильцы – на Восток; потому Изабелла активно поддержит новатора).
Тем не менее, затею отложат на потом – по некоторым сведениям, теряя терпение, Колумб ведёт переговоры с Англией, Францией и той же Португалией – наконец, собирается уехать, но его возвращают, и пристраивают на содержание при одном из грандов, где он ждёт ещё три года.
В конце концов, война победоносно закончена – и королевская чета изъявляет желание вернуться к теме. (Что объяснимо – казна опустошена, победители – в долгах; им позарез нужно золото!) Пользуясь случаем, Колумб предъявляет свои требования – он хочет быть адмиралом, губернатором и вице-королём вновь открытых земель, а также десятую часть от грядущих доходов; сначала монархи, опешив, отказывают, но шантажист снова собирается уезжать – заветный договор подписан.
Однако проект всё ещё под угрозой: не имея денег, двор пытается решить дело административными мерами – как водится, оно движется со скрипом. (Команды пытались сформировать, в традициях времени, из заключённых – соглашались только приговорённые к смерти!)
В конечном счёте, вмешался большой капитал в лице финансиста, маррана (то есть, крещёного еврея) Сантанхеля и бизнес, в лице капитана Мартина Пинсона. (Этот самый Мартин Алонсо окажется очень себе на уме – в далёких землях он постоянно будет «теряться», пытаясь отколоться от Колумба, а на обратном пути – изо всех сил поспешит, чтобы первым принести весть о совершённых открытиях. Ни то, ни другое не пройдёт, и авантюрист скоропостижно скончается – то ли от огорчения, то ли, как говорят, от сифилиса).
Но пока он появляется очень вовремя – вместе со своей каравеллой «Пинта». Другими судами экспедиции станут «Санта-Мария» (которая разобьётся у берегов Гаити) и «Нинья» (чьё настоящее имя – «Санта Клара», а вошедшее в историю прозвище – не то просто кличка «детка», не то произведено от фамилии владельцев).
Кстати, «детка» или «малышка» вполне соответствует истине. Ни один из этих кораблей не сохранился – но были это маленькие по сегодняшним понятиям судёнышки двадцати метров в длину и шести в ширину (угробленный флагман «Санта-Мария» – чуть больше). Общая численность первооткрывателей составила около 90 человек – и вот эта кучка людей на своих ореховых скорлупках отправилась в путь!
PS: Четырнадцать лет спустя Колумб скончается в возрасте пятидесяти пяти – но загадки будут преследовать его и после смерти. Поначалу адмирала захоронили в Севилье, но потом вспомнили про завещание – и отправили прах на остров, который Колумб назвал Эспаньола, в Санто-Доминго (сейчас это территория Доминиканской республики). Потом его перевозили на Кубу, возвращали – и, наконец, окончательно пристроили в Севилье… но спустя годы в Санто-Доминго найдут подписанный ящик с костями! С тех пор гробницы Колумба существуют в двух местах – притом, подлинность обеих под сомнением… впрочем, это отдельная, практически, детективная история.
Напоследок. Сегодня «полтинник» исполняется Джеймсу Адаму Хэтфилду – бессменному лидеру «Металлики». Помимо своих многочисленных достоинств, этот человек известен редким талантом к членовредительству – и руку он на скейте ломал, и пиротехникой на концертах обжигался, и голос терял… пожелаем ему здоровья, что ли?..
Спортивные обозрения
Journal information