Сегодня в России отмечают День работников следственных органов МВД – именно 6 апреля 1963 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». (Надо сказать, МВД, волей Хрущёва, в 1962 году обрело скучноватое название «Министерство охраны общественного порядка»… всё вернётся на круги своя только в 1968-м!) Тем не менее, День следователя появился именно в те «оттепельные» времена…
…Само собой, после распада СССР праздник остался сугубо российским… в конце концов, хорошенько обследовав архивы, нашли указ… (Кого бы Вы думали?.. Царя-реформатора, конечно!) «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского». Так, в пандан к советской дате (а может – на замену) появился День сотрудника органов следствия Российской Федерации – и впервые его отметили буквально в позапрошлом году, 25 июля... Что ж, два праздника – лучше, чем один… (В скобках заметим – выбор, всё же неоднозначен, поскольку упомянутого майора Волконского через пару лет после назначения изобличат в каких-то «неправдах» и благополучно казнят. Ну, ладно…)
…Идём дальше. Точнее – в мрачное средневековье, где 6 апреля 1199 года умер Ричард Львиное Сердце. …Мы не раз обращались к этому прославленному персонажу – но, всё же, напомним, что свой мужественный ник английский король приобрёл отнюдь не за воинские доблести!.. Во время Третьего крестового похода Ричард два года осаждал Акру (сейчас – Акка недалеко от Хайфы). В конце концов, город пал – и победитель не придумал ничего лучше, чем перебить две с половиной тысячи пленных. (По наиболее распространённой версии, король разгневался из-за недополученного выкупа – как говорят, трупы бедолаг были выпотрошены в поисках проглоченных ценностей!..)
…Так ли это было – теперь уже не скажешь… Однако, с одной стороны, именно после этого инцидента мусульмане нарекут его «Львиным Сердцем»– с другой, оба партнёра Ричарда по походу – австрийский герцог Леопольд и французский король Филипп II – не только засобираются домой, но и превратятся в лютых врагов своего монаршего коллеги! (По правде сказать, причины для, как минимум, сильной нелюбви у них имелись и другие – именно при штурме Акры Леопольд первым водрузил на стене флаг – но ревнивый Ричард его выбросит, заменив своим! Что касается Филиппа, то тут проблем был целый клубок – в основном, связанных с тем, что, в силу династических причин, Ричард совмещал должность короля Англии с титулами герцога Аквитанского и Нормандского, графа де Пуатье, графа Анжу… кажется, что-то ещё… одним словом – владел куда большим количеством земель во Франции, чем сам французский король! (Были и бытовые нюансы – Ричард расторг помолвку на сводной сестре Филиппа, Алис – но тут его понять можно… невеста открыто жила с отцом жениха, Генрихом II).
…Леопольд отомстил по-своему – изловил Ричарда на обратном пути из Палестины и держал два года в плену – пока матушка Алиенора Аквитанская, не внесёт за сынка выкуп, равный двум годовым английским бюджетам! Освободившись, тот начнёт воевать с Филиппом (правда, с перерывами) – и, во время очередного обострения, короля, что называется, «настигнет костлявая»!.. (Как мы увидим, в дело вновь – и в очередной раз! – вмешается металл, который рыцари, может, и называли вслух «презренным» – но отнюдь таковым не считали).
…В январе того года Ричард заключил очередное перемирие с Филиппом – но тут к английскому королю прибывают гонцы от вассального Адемара V Лиможского – на его землях нашли клад, и часть сокровищ виконт, с наилучшими пожеланиями, передаёт сюзерену… «Часть?!...» – взорвался Ричард. (Сдаётся, Адемару лучше было бы вообще промолчать, зная, что Львиное Сердце «…со многим усердием облегчал бремя всех тех, кого несколько отягощало их серебро»… но уж – что вышло, то вышло!) Подозрительный король выступает в поход… (Ехать далеко не пришлось – как мы помним, Ричард предпочитал обретаться на континенте; за десять лет своего правления английский король не проведёт в Англии и полугода – причём местного языка тоже выучить не удосужился!)
…Замок Шалю-Шаброль выглядел куда слабее Акры… и его защищала кучка какого-то сброда – всего с двумя рыцарями во главе! Один из них – в самодельных доспехах и со сковородой в качестве щита – особенно смешил королевскую армию… Однако – именно этот человек, перед самым началом штурма, умудрится пальнуть в сторону врага из арбалета – и угодить прямиком в шею Ричарду… (Король расслабился – и выехал осматривать позиции без доспехов…) Насчёт стрелка источники расходятся – не то его звали Пьер Базиль, не то – Бертран де Гудрун… говорят также, что роковой выстрел был сделан из лука – а стрела попала в плечо… Ричарду от этого не легче! (Гипотезу о яде в наши дни опровергли… по наиболее распространённому мнению, король пал жертвой неискусного лекаря – причиной смерти стало заражение крови). Так или иначе – Львиное Сердце промучится десять дней – и умрёт на руках матери, 77-летней Алиеноры Аквитанской…
PS: ...Незадолго до смерти король узреет своего убийцу (за это время замок успели взять) – как говорят, Ричард не только простит врага, но и пожалует ему немалую сумму денег! Увы… не успеют глаза монарха сомкнуться – как подданные, переглянувшись, решат, что его разум был помрачён предсмертными муками… С Базиля (или – де Гудруна… или – как бы он ни звался) сдерут кожу – а потом, для верности, ещё и повесят… Что касается трона, то он перейдёт к братцу Ричарда, Иоанну, которого мы больше знаем как Принца Джона – и чьим именем последующие островные монархи остерегутся называть наследников… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 6 апреля 1952 года родился Удо Диркшнайдер, вокалист «Accept» и «U.D.O.». О своём пении музыкант однажды высказался так: «Вы хотите знать, что я думаю о своем голосе? Я ненавижу его, ха-ха! Разве это нормальный, человеческий голос? Разве им можно воспроизвести мелодию? Иногда я просто не могу его слушать! Ну почему я не могу петь более мелодично, а?..»
Journal information