Будь у нас календарь фэн-шуй, 21 июля стоило бы назвать «днём под знаком разрушения». По крайней мере, в древности валилось буквально всё – например, в ночь на 21 июля 356 года до н.э. некто Герострат сжёг храм Артемиды в Эфесе. (Ныне – турецкий Сельчук).
Общеизвестно, что таким образом это странный парень хотел прославиться – и у него получилось, хотя суд постановил предать имя негодяя забвению! Так человечество узнало, что лучший пиар – это тотальный запрет; а заодно познакомилось с явлением, получившим впоследствии название «эффект белой обезьяны», или «эффект Стрейзанд». Справедливости ради: каким-нибудь «феноменом Герострата» мы его, всё-таки, не называем – а вот выражение «геростратова слава» прижилось.
Что касается храма Артемиды, то его отстроили краше первого, и даже назначили одним из Семи Чудес света. Однако, с началом нашей эры для сооружения всё закончилось: в III веке его разграбили готы; через век – прикрыли, а потом и разрушили христиане. Построенная на языческих останках церковь тоже не прижилась – сначала её растащили на стройматериалы, а потом самое место ушло в болото и забылось. В прошлом веке археологам удалось раскопать фундамент – теперь здесь можно созерцать одну восстановленную колонну.
Как мы знаем, Семи Чудесам света вообще не повезло – до наших дней дотерпели только пирамиды. По совпадению, в тот же день 365 года серьёзно тряхнуло ещё одно из них – Александрийский (или Фаросский) маяк. На протяжении последующего тысячелетия его неоднократно восстанавливали – но землетрясения снова сводили все труды на нет. В конце концов, в XIV веке из остатков 140-метрового античного исполина соорудили крепость, которая существует и сейчас.
Ещё одно знаковое совпадение – все без исключения античные Чудеса Света были расположены на территории одного государства: империи Александра Македонского. (В сущности, это объяснимо, учитывая её размеры). На восстановление упомянутого храма Артемиды он лично жертвовал деньги – а Александрию и вовсе основал. Правда, маяк появился уже после его смерти – а вот родился великий царь в ту ночь, когда Герострат отправился в поход за славой – 21 июля 356 года до н. э.
Об Александре III Великом (а именно таков его титул) написаны миллионы страниц и сняты километры плёнки – поэтому ограничимся буквально несколькими словами. (Кстати, как обычно, из всего, вроде бы, существовавшего, изобилия прижизненных источников – Александр таскал с собой в походах целую армию гуманитариев – до нас дошли, в основном, позднейшие пересказы).
К власти он пришёл в двадцать, после убийства отца, Филиппа (есть много версий этого происшествия, включая замаскированный дворцовый переворот). Александр мгновенно усмирил забеспокоившуюся было Элладу, демонстративно разорив мощные Фивы – и отправился в поход против Персии. Заняв Малую Азию, Сирию и Египет (тут не очень сопротивлялись, а египетские жрецы и вовсе его провозгласили фараоном), македонец в два года сокрушил персидского Дария и стал Царём Азии. Затем он прошёлся по нынешним Афганистану, Таджикистану и Узбекистану (местные проявили упорство – и подверглись тотальному избиению). После этого начался поход в Индию (если точнее, Александр ограничился Пакистаном) – однако уставшая армия зароптала, и царь пустился в обратный путь. Пройдя побережьем Индийского океана и Ираном, он останавливается в Вавилоне. Здесь, готовясь к походу на Аравийский полуостров, и немного не дожив до тридцати трёх, Александр умирает.
Версий его смерти тоже немало: заговор, малярия, алкоголизм – а вот империя была мгновенно растащена не куски наиболее энергичными генералами.
За свою военную карьеру Александр не проиграл ни одного сражения – а в делах государственных придерживался вполне банальной практики: несогласных вырезал – будь то города, или ближайшие сподвижники – согласных миловал и жаловал. (Хотя бы – до поры). В сущности, это работало – и заслужило похвалы потомков вроде Наполеона.
Кстати, именно Александра мы можем считать одним из родоначальников идеи мультикультурализма: покорённые полководцы, чиновники, и даже армии, немедленно и без ограничений, принимались на службу. (Что, кстати, сильно не нравилось его македонцам). Судя по мгновенному развалу Александрова царства, его подход и впрямь сильно опередил время. (А порой кажется, что оно вообще никогда не настанет).
PS: Разумеется, мы ещё не раз вернёмся к этому уникальному человеку – или (что точнее) – легенде о нём. В последнее время много и возбуждённо обсуждают бисексуальность великого полководца – похоже, так оно и было, хотя, кажется, ни сам Александр, ни его окружение не придавали этому обстоятельству никакого значения… впрочем – это совсем другая история!
Спортивные обозрения
Journal information