shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 15 июля

О легендарных побоищах

15 июля случилось, как минимум, три события, о которых невозможно не упомянуть: в 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим; в 1240 князь Александр Ярославич побил шведов в устье Невы; наконец – в 1410-м польско-литовское войско сокрушило тевтонский орден в битве при Грюнвальде. (Любопытно, что «воины креста» напрямую участвовали во всём!)

Само собой, эти эпичные побоища обросли томами исследований, но главное, всё-таки, – окутавший их легендарный ореол… надо признать, что источников у нас негусто – да и те грешат однобокостью.

За недостатком места, мы не сможем уделить должного внимания взятию Иерусалима, поэтому ограничимся цитатой из хроники очевидца: «Крестоносцы рассеялись по всему городу, захватывая золото и серебро, лошадей и дома, полные всяких товаров. Впоследствии наши солдаты пошли, веселясь и плача от радости, чтобы поклониться могиле спасителя нашего Иисуса…» Остаётся добавить: доблестные рыцари вырезали население практически подчистую, и историки до сих пор гадают о причинах такого остервенения. Осмелимся предположить: судя по тому, что летописцы не стыдятся всё это подробно описывать – на самом деле, ничего необычного не произошло.




Что касается Грюнвальда, то здесь мы вынуждены учитывать многоплемённый состав участников – и, соответственно, симпатии хронистов. Весьма распространена трактовка этой битвы, как противостояния славян и германцев – но, справедливости ради, заметим, что на стороне Тевтонского ордена была часть польских рыцарей; с обеих сторон присутствовали наёмники-чехи; а, кстати, за «наших» были татары.

Польские историки считают эту победу безраздельно своей – поскольку литовцы в начале битвы побежали. (Правда, потом вернулись). Литовцы упрекают поляков в нерешительности (Ягайло и впрямь долго медлил), а своё бегство называют притворным – в духе монгольских тактических уловок. Нашим тоже есть что сказать – Великое княжество Литовское простиралось в те времена до Смоленска, и как раз «русские рыцари Смоленской земли» остановили удар крестоносцев (как мы помним, литовцы к тому моменту уже сбежали, а поляки ещё не вступили). Объективней всех, наверно, проигравшие немцы – хотя, похоже, они привирают с численностью. Так или иначе, итог не оспаривается: под Грюнвальдом (это польский вариант; для литовцев – Жальгирис; для немцев – Танненберг) Орден надорвался и вынужден был просить мира.



И уж совсем неясно с Невской битвой! Шведы о ней вообще помалкивают, а мы располагаем Новгородской Первой летописью и «Житием» князя Александра. Впрочем, второй источник крайне ненадёжен – есть мнение, что он сильно переработан под канонизацию Александра в середине XVI века. В любом случае, автор явно увлекается: один из наших у него «потопил три корабля», другой зачем-то рубит «златоверхий королевский шатёр», третий, как в кино, въезжает по сходням на вражеский корабль – причём, его сбрасывают, но он «возвращается в бой»… Несуразно, но другой стороны – может, так всё и было?..

Предположительно, численность сторон оценивается от тысячи до двух человек – некоторые считают, что больше было наших, некоторые – шведов. Более-менее известно, что супостаты высадились в устье Невы – где, примерно через неделю, их и накрыл Александр.

(Тут возникает вопрос – что они там всё это время делали? Современные шведские историки настаивают, что их предки совершали безобидную охотничью экспедицию. Наиболее радикальные наши видят в этом начало крестового похода. Рискнём предположить – это было не то, и не другое. Возможно, шведы замышляли устроить в стратегически значительном месте свой форпост… а вот двигаться на Новгород или Ладогу явно не собирались).



Принято считать, что силы Александра внезапно ударили на рассвете – но, если вчитаться в летопись, дело обстояло несколько иначе. Бой был продолжительным и упорным – следовательно, шведы встретили наших во всеоружии. Этот же текст  напрямую опровергает сложившееся впоследствии представление о разгромной победе – к ночи шведы отступают, погрузив на корабли убитых: «…накладше корабля два вятшихъ мужь». (Раз уж начали цитировать, то  не удержимся привести начало этого фрагмента: «…убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ». …Воля Ваша – какой такой у них Спиридон?! Или это кличка?)

Кстати, прозвище «Невский», вроде бы, было получено князем Александром немедленно после этих событий – но упоминаться оно начинает, почему-то, только с XV века… все эти неувязки и шероховатости побуждают иных историков сомневаться: «А была ли победа?.. А вообще – сама битва?»

Тут мы намерены решительно заявить следующее: да, масштаб сражения был невелик – по крайней мере, по современным понятиям; да – шведы получили (или отбили) возможность убраться восвояси. Значит ли это, что мы должны считать Невскую битву какой-нибудь «ничьёй» –  а то и вовсе мифом?.. Ни в коем случае!

Как и в случае многократно подвергнутого сомнению Ледового побоища – важен не масштаб или горы трупов. Важен результат. А им стало то, что вследствие действий Александра никаких оккупантов на наших землях не появилось – и Новгород многие столетия полюбовно со своими западными соседями торговал. И можно сколько угодно рассказывать, что немцы и шведы «ничего такого не хотели» – знаем мы, как они разбирались с окрестными народами, у которых своего Александра Невского не нашлось…



PS: В чём специалисты правы: на тех же северо-западных рубежах, и с теми же врагами происходили и более масштабные столкновения, которые совершенно несправедливо забыты, но это – совсем другая история…



Спортивные обозрения
Tags: Невская битва, битва при Грюнвальде, крестоносцы в Иерусалиме
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments