18 января (по н. ст.) 1654 года состоялась Переяславская рада. В последние пару десятилетий это событие стало восприниматься как спорное – у нас не хватит места, даже для изложения основных трактовок! Суть дискуссии, впрочем, сводится, как это часто случается, к названию – так что это было? «Воссоединение Украины с Россией» – или «Присоединение Украины к России?»
…Думается, дело здесь в восприятии… если рассматривать Переяславскую раду, как важный эпизод Московской экспансии на Запад – это было именно «присоединение» – более того, первый шаг к войне с Речью Посполитой, и последующему спустя два десятилетия Андрусовскому перемирию, по которому Россия закрепит за собой Левобережье с Киевом. (Сегодня говорят, что это был раздел Украины – но, справедливости ради – не было в то время такого государства!) Зато была Речь Посполитая, которую таким образом Россия начнёт теснить – а через столетие и, действительно, делить!
Логика Алексея Михайловича понятна – он утверждался в качестве Царя всея Руси. (Кстати, Москва, уже получив предложение Хмельницкого несколькими годами раньше, долго не решалась ввязаться в конфликт с опасным соседом!) Однако – был ли это просто прагматичный расчёт? Например, Гумилёв считал, что «…первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев».
Конечно, Тарас Бульба – персонаж не исторический, но право же, нелишне вспомнить его знаменитый монолог о силе русского товарищества: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки».
…Наконец, Богдан Хмельницкий, войдя в Киев в 1649-м, выскажется так: «Бог выбрал меня – и отныне я самодержец русский … Польша сгинет, а Русь будет процветать…»
(…Не особо вдаваясь в предысторию, всё же напомним: Хмельницкий успешно служил польскому королю (и даже получил золотую саблю за храбрость, воюя именно с Россией!) – однако польский староста разграбил его хутор и отнял жену. Не найдя защиты в польском суде (что очень показательно!) Хмельницкий начал с небольшого бунта – который быстро перерос в обширное и победоносное восстание).
…Однако, война вскоре пошла с переменным успехом – и невероятным ожесточением. (Существенную роль в событиях играли союзники Хмельницкого – крымские татары, которые то и дело его предавали; а вдобавок, вдохновенно грабили обе стороны). Территория Гетманщины (Право- и Левобережной Украины и Запорожья) превратилась в сплошную зону конфликта. Хмельницкий перемежает сражения с переговорами – и с польским королём, и с его врагами: шведами и османами – и, само собой, с Москвой.
Есть мнение, что Алексей Михайлович затягивал дело, не столько опасаясь войны с Польшей (в конце концов, он начнёт её сразу после Переяславской рады) – сколько дожидаясь, когда гетман станет посговорчивей под давлением обстоятельств… Другие считают, что Хмельницкий сознательно выбрал Москву как более слабого сюзерена, рассчитывая на бо́льшую самостоятельность… впрочем, мы уже упомянули крайне принципиальный в те времена вопрос веры!..
…Так или иначе, стороны договорились – и 18 января в Переяславе состоится сначала тайный старшинский, а потом – военный совет запорожского казачества. Хмельницкий сказал: «…видим, что нельзя нам жити боле без Царя; для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырёх, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте».
Как известно (правда, из отчёта российского посольства) – присутствующие вскричали: «Во́лим под царя московского!»; после чего три сотни старшин во главе с Хмельницким присягнут, и он получит царскую грамоту и знаки гетманской власти. (Любопытно, что Богдан хотел начать церемонию с того, чтобы первыми присягу от лица Русского царя принесли сами послы – но боярин Бутурлин откажется: русский царь не присягает своим подданным!)
PS: Обсуждение продолжится – а посольство отправится по городам и весям принимать присягу у населения… далеко не везде дело шло гладко; где-то доходило до применения силы. Одно из мнений выразил в письме представитель духовенства: «Выдал нас всех Хмельницкий московскому царю в неволю...»
PPS: Сам гетман тоже испытывал сомнения до конца жизни – а спустя три года уже его сын заключит Второе Переяславское соглашение… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 18 января 1971 года родился Джонатан Хаусмен «Хив» Дэвис – вокалист «Korn» – между прочим, дизайн его микрофонной стойки (которую сам музыкант ласково называет The Bitch) разработал знаменитый швейцарский сюрреалист, обладатель «Оскара» за монстра из фильма «Чужой», Ганс Гигер.
Journal information