1612
Страна в очередной раз готовится скромно, но с достоинством отметить сравнительно новый праздник – День Народного Единства: кстати, и дата в этом году красивая! При этом, по сведениям социологов, примерно половина сограждан не очень чётко помнит само название, а большинство довольно туманно представляет, что, собственно, празднуем. Разумеется, средства массовой информации, как обычно, нам всё растолкуют, поэтому есть надежда, что численность продвинутой публики будет расти.
Между тем, у тех, кто продвинут уже сейчас, к новому празднику есть претензии, и основных три – посвящён он неоднозначным событиям, даты взяты произвольно, и вообще всё это придумано только затем, чтобы благополучно отменить советский праздник 7 ноября – то есть день Великой Октябрьской Социалистической революции. С последним пунктом можно было бы почти согласиться – с 7 ноября и впрямь получилось не очень. Теперь в этот день мы отмечаем годовщину исторического Московского парада 1941 года, и он перестал быть выходным. Однако нам никуда не деться от факта, что парад в осаждённой столице, в свою очередь, проводился как раз в ознаменование очередной годовщины революции!
С другой стороны – того государства, которое эта революция провозгласила, уже два десятка лет не существует. Более того – у нас за эти годы создано, хорошее или плохое, но принципиально другое государство. А раз так, то, было бы довольно странно праздновать годовщину того, что мы же сами, скажем так, упразднили!
Теперь к истории – многие говорят, что праздник буквально выдуман на ровном месте. А вот это не так. То есть название – да, несомненный новодел, но сама дата 4 ноября – это действительно старинный государственный праздник, учреждённый ещё царём Алексеем Михайловичем в далёком 1649 году. В этот день, 22 октября по православному календарю, отмечалось «Празднование Казанской иконы Божией Матери и освобождение Москвы и России от поляков в 1612 году». Причём праздник бытовал вплоть до 1917-го, а потом, как раз после помянутой Октябрьской революции, был отменён. Так что, определённая логика всё же присутствует – приходят революции, учреждают новые праздники, отменяют старые – ну, а какие-то потом восстанавливают.
Теперь о «польско-литовской интервенции». Из школьного курса истории нам известно, что со смертью сына Иоанна Грозного Фёдора в 1598 году прервалась мужская линия династии Рюриковичей, на трон был выдвинут боярин Борис Годунов, однако, правителем он оказался невезучим – и после ряда событий престол занял так называемый Лжедмитрий, который выдавал себя за покойного сына Грозного – а некоторые считают, что и в действительности им был. Самозванцу помогали казачьи атаманы, польские дворяне и часть русского боярства. Заметим, что официально Речь Посполитая – тогдашнее польско-литовское государство - в авантюре участия не принимало, всё происходило по личной инициативе отдельных искателей лучшей доли.
Спустя некоторое время в Москве случилось восстание, Лжедмитрий был убит, избран другой царь, также не оправдавший надежд, затем к власти пришёл боярский совет, а уж он официально пригласил на царство Владислава – сына польского короля. Справедливости ради, напомним – практика приглашения на трон заграничных владык была распространена в те времена достаточно широко, так что никакой особой «боярской измены» здесь нет.
Владислав не приехал, но прислал в Москву своих людей. В сущности, это была дипломатическая делегация – но, в традициях того времени, такие делегации представляли собой, скорее, маленькие армии. Итак, поляки беспрепятственно разместились в Москве. Вскоре их присутствие местным разонравилось, и начались столкновения. Отсутствие царя привело к параличу центральной власти, объявлялись новые самозванцы, знатные роды враждовали между собой, каждый норовил собрать собственную шайку и чем-нибудь управлять, всякий бился за себя и против остальных – одним словом, время действительно было Смутное, и Русское государство стояло в шаге от окончательного развала.
Но в 1612 году из Нижнего Новгорода к Москве прибыла рать, собранная на городские средства и возглавляемая князем Пожарским и земским старостой Мининым. Им удалось объединиться с другими русскими отрядами, разбить шедшие к городу польские подкрепления, и осадить остатки поляков, засевших в Кремле. Не выдержав голода и дойдя до каннибализма, те сдались. Кстати, произошло это, по разным источникам, не то 5, не то 6 ноября - но не будем такими уж буквоедами. Важно другое - Смута постепенно была преодолена, и уже в следующем году был избран новый царь – Михаил, а с него началась просуществовавшая потом 300 лет династия Романовых.
Итак, интервенция сомнительная, победа не слишком блестящая – так что же мы празднуем? Разумеется, самое главное во всей этой истории: практически распавшейся к тому моменту Руси удалось сохраниться и восстановить своё государство. Страна не превратилась в лоскутное одеяло из мелких враждующих княжеств, устояла, - а затем относительно быстро стала одной из первых европейских, а потом, и мировых держав – каковой, что бы там ни говорили, остаётся и сегодня. А началось это возрождение в 1612 году, трудами наших предков, людей самых разных сословий и народов – в самом деле, всем миром.
Так что народное единство действительно было – и пусть этот праздник не стал пока привычным, будущее у него есть – так же, как и прошлое: ведь просуществовал он до того целых два с половиной века.
А раз так, – с наступающим, сограждане!
Спортивные обозрения
Journal information