shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

День народного единства

1612

Страна в очередной раз готовится скромно, но с достоинством отметить сравнительно новый праздник – День Народного Единства: кстати, и дата в этом году красивая! При этом, по сведениям социологов, примерно половина сограждан не очень чётко помнит само название, а большинство довольно туманно представляет, что, собственно, празднуем. Разумеется, средства массовой информации, как обычно, нам всё растолкуют, поэтому есть надежда, что численность продвинутой публики будет расти.

Между тем, у тех, кто продвинут уже сейчас, к новому празднику есть претензии, и основных три – посвящён он неоднозначным событиям, даты взяты произвольно, и вообще всё это придумано только затем, чтобы благополучно отменить советский праздник 7 ноября – то есть день Великой Октябрьской Социалистической революции. С последним пунктом можно было бы почти согласиться – с 7 ноября и впрямь получилось не очень. Теперь в этот день мы отмечаем годовщину исторического Московского парада 1941 года, и он перестал быть выходным. Однако нам никуда не деться от факта, что парад в осаждённой столице, в свою очередь, проводился как раз в ознаменование очередной годовщины революции!

С другой стороны – того государства, которое эта революция провозгласила, уже два десятка лет не существует. Более того – у нас за эти годы создано, хорошее  или плохое, но принципиально другое государство.  А раз так, то, было бы довольно странно праздновать годовщину того, что мы же сами, скажем так, упразднили!

Теперь к истории – многие говорят, что праздник буквально выдуман на ровном месте. А вот это не так. То есть название – да, несомненный новодел, но сама дата 4 ноября – это действительно старинный  государственный праздник, учреждённый ещё царём Алексеем Михайловичем в далёком 1649 году. В этот день, 22 октября по православному календарю, отмечалось «Празднование Казанской иконы Божией Матери и освобождение Москвы и России от поляков в 1612 году». Причём праздник бытовал вплоть до 1917-го, а потом,  как раз  после помянутой Октябрьской революции, был отменён. Так что, определённая логика всё же присутствует – приходят революции, учреждают новые праздники, отменяют старые – ну, а какие-то потом восстанавливают.

Теперь о «польско-литовской интервенции». Из школьного курса истории нам известно, что со смертью сына Иоанна Грозного Фёдора в 1598 году прервалась мужская линия династии Рюриковичей, на трон был выдвинут боярин  Борис Годунов, однако, правителем он оказался невезучим – и после ряда событий престол занял так называемый Лжедмитрий, который выдавал себя за покойного сына Грозного – а некоторые считают, что и в действительности им был. Самозванцу помогали казачьи атаманы, польские дворяне и часть русского боярства. Заметим, что официально Речь Посполитая – тогдашнее польско-литовское государство  - в авантюре участия не принимало, всё происходило по личной инициативе отдельных искателей лучшей доли.

Спустя некоторое время в Москве случилось восстание, Лжедмитрий был убит, избран другой царь, также не оправдавший надежд, затем к власти пришёл боярский совет, а уж он официально пригласил на царство Владислава – сына польского короля. Справедливости ради, напомним – практика приглашения на трон заграничных владык была распространена в те времена достаточно широко, так что никакой особой «боярской измены» здесь нет.

Владислав не приехал, но прислал в Москву своих людей. В сущности, это была дипломатическая делегация – но, в традициях того времени, такие делегации представляли собой, скорее, маленькие армии. Итак, поляки беспрепятственно разместились в Москве. Вскоре их присутствие местным разонравилось, и начались столкновения. Отсутствие царя привело к параличу центральной власти, объявлялись новые самозванцы, знатные роды враждовали между собой, каждый норовил собрать собственную шайку и чем-нибудь управлять,  всякий бился за себя и против остальных – одним словом, время действительно было Смутное, и Русское государство стояло в шаге от окончательного развала.

Но в 1612 году из Нижнего Новгорода к Москве прибыла рать, собранная на городские средства и возглавляемая князем Пожарским и земским старостой Мининым. Им удалось объединиться с другими русскими отрядами, разбить шедшие к городу польские подкрепления, и осадить остатки поляков, засевших в Кремле. Не выдержав голода и дойдя до каннибализма, те сдались. Кстати, произошло это, по разным источникам, не то 5, не то 6 ноября - но не будем такими уж буквоедами. Важно другое - Смута постепенно была преодолена, и уже в следующем году был избран новый царь – Михаил, а с него началась просуществовавшая потом 300 лет династия Романовых.

Итак, интервенция сомнительная, победа не слишком блестящая – так что же мы празднуем? Разумеется, самое главное во всей этой истории: практически распавшейся к тому моменту Руси удалось сохраниться и восстановить своё государство. Страна не превратилась в лоскутное одеяло из мелких враждующих княжеств, устояла, - а затем относительно быстро стала одной из первых европейских, а потом, и мировых держав – каковой, что бы там ни говорили, остаётся и сегодня. А началось это возрождение в 1612 году, трудами наших предков, людей самых разных сословий и народов – в самом деле, всем миром.

Так что народное единство действительно было – и пусть этот праздник не стал пока привычным, будущее у него есть – так же, как и прошлое: ведь просуществовал он до того целых два с половиной века.

А раз так, – с наступающим, сограждане!

Спортивные обозрения      

Tags: 1612, Борис Годунов, Лжедимитрий, Минин, Пожарский, день народного единства
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments