Вообще-то, сегодня – вполне официальный Международный день Поцелуев, но восприятие этого трепетного ритуала настолько индивидуально, что ограничимся просто напоминанием; также сообщим, что, вообще-то, поцелуями занимается специальная наука филематология, и – перенесёмся в мрачное средневековье.
По стечению обстоятельств, в один день, 6 июля, произошло две, как сказали бы сегодня, резонансные казни: в 1415-м в Констанце сожгли Яна Гуса, а в 1535-м в Лондоне обезглавили Томаса Мора. Обоих приговорили не за то, чем они памятны последующим поколениям (по крайней мере, формально). Заметим: за столетия их идеи не потеряли актуальности; а вот твёрдость, проявленная и тем, и другим перед лицом смерти воспринимается сегодня, как внушающий почтение анахронизм. Впрочем, по порядку.
Чех Ян Гус был выходцем из крестьян – это не помешало ему получить магистерскую степень в Пражском университете (а потом стать его ректором), и принять священство. В то время в католической церкви царили разброд и шатание (как мы помним, даже пап вдруг одновременно стало три) – поэтому критические проповеди Гуса имели большой успех
Он учил, что долг истинного христианина: искать правду, и следовать ей – причём, не идя на поводу у официальной церкви, и рискуя всем, вплоть до жизни. А ещё: что власть, нарушающая Заповеди, безбожна – а собственность должна принадлежать справедливым. (То есть, неправедно нажитое равносильно украденному). И, наконец, осуждал продажу церковных должностей и взимание платы за таинства. (Заметим, что при этом не Гус отделял себя от церкви – он выступал за её очищение).
Разумеется, такие взгляды вызывали неудовольствие; в конце концов, папа издал соответствующую буллу, и Гусу запретили проповедовать – однако, на его стороне оказались не только прихожане, но и светские власти. (Помимо прочего, Гус остался в истории как просветитель и, в частности, реформатор чешской орфографии – так что, в Праге он был свой). Тем не менее, вялые преследования начались; опуская подробности, скажем: история тянулась около девяти лет. (На основании романов и кино у многих сложилось мнение, что в те времена любого еретика без разговоров хватали, пытали и сжигали – как мы уже не раз убедились, дело обстояло не совсем так).
В конце концов, Гуса удалось выманить на заседание собора в Констанце. (Говорят, за его безопасность поручились император и папа – но Иоанн XXIII рассорился с кардиналами и бежал; а «охранная грамота» Сигизмунда на поверку оказалась «подорожной» – в общем, какие давались обещания неясно, но в Чехии всё приняли за чистую монету, и возмущение двойным вероломством не знало границ).
Разумеется, судить Гуса за «очистительные» идеи было проблематично – поэтому его обвинили в распространении учения английского еретика Уиклифа: например, о том, что хлеб и вино при евхаристии не меняют своей сущности. Немало было там и другого крючкотворства; надо сказать, что многие идеи реформатора Гус разделял – но отнюдь не эти! Потому, когда ему предложили отречься, он отказался со словами: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил».
Его пытались уговорить все, вплоть до императора – проповедник остался непреклонен, и взошёл на костёр…
Что касается Томаса Мора, то мы помним его, в первую очередь, как создателя книги «Утопия» – по сути, первого социалистического учения. Основная идея автора: все беды – от частной собственности; пока она существует – пороки и преступность неискоренимы. Потому в государстве Утопия труд обязателен – а власть выбирается населением. (К сожалению, у нас нет места разбирать это увлекательное произведение: отметим только, что в Утопии разрешены все религии, кроме атеизма; верховный властитель несменяем (кроме случая подозрения в тирании), а единственной пристойной причиной для войны признается ситуация, когда некий народ не использует свою территорию, а более рачительных хозяев со стороны на неё не пускает. Звучит и в самом деле актуально, верно?)
Но для XVI века это была чистая фантастика – никому и в голову не пришло обвинять Мора в «подрывных идеях». Беда пришла с другой стороны – лорд-канцлер категорически осудил развод короля Генриха и его отход от католической церкви (как мы помним, с тех пор главой англиканской церкви остаётся монарх); ушёл с должности и проигнорировал свадьбу с новой королевой, Анной Болейн. Затем Мор отказался принять присягу, по которой все дети короля и Анны Болейн признавались законными, а любая власть (включая духовную), кроме королевской династии Тюдоров – незаконной. Всё это (и много мелочей) повлекли за собой обвинение в государственной измене.
На уговоры Мор отвечал: «Я не могу переменить своих взглядов». Его приговорили к полуповешению с последующим оскоплением и четвертованием – но Генрих милостиво заменил это зверство «простым» отсечением головы.
PS: Томаса Мора, уже в ХХ веке, причислят к лику католических святых – а вот Яна Гуса не реабилитировали до сих пор… правда, в Чехии существует немногочисленная гуситская церковь – но это уже совсем другая история...
Спортивные обозрения
Journal information