Помимо всего прочего, сегодняшний день примечателен тем, что располагается ровно посередине года: 182 дня прошло, 182 – осталось; желающие могут отпраздновать прохождение экватора!
Разумеется, главное событие, связанное с этой датой, случилось в 1947 году… или, всё-таки, не случилось?.. Одним словом, 2 июля пресловутая тарелка рухнула на мирно спящий городок Розуэлл – об этом столько написано, что всё окончательно запуталось, и каждый может выбирать себе версию по вкусу. Наше внимание, например, привлекла такая: это были козни Сталина, который хотел запугать американцев, подбросив им трофейный немецкий аппарат с экипажем детишек, предварительно изувеченных трофейным же доктором Менгеле… Вы будете смеяться – но есть и такая!
Впрочем, вернёмся к славной отечественной истории – по любопытному совпадению, именно 2 июля, во времена Ивана Грозного, наши дважды (и с разницей в два года!) брали Астрахань. Кстати, оба раза – без боя.
После разгрома Казани, взоры Москвы закономерно устремились на Астраханское ханство – обломок Золотой Орды, малонаселённый, и удачно расположенный. Поводом стали какие-то надуманные жалобы ногайцев, и в 1554-м году тридцатитысячное русское войско двинулось вниз по Волге. Войны, как такой не вышло – ханская армия разбежалась, город открыл ворота. Предусмотрительно привезённый в обозе претендент на престол, Дервиш-Али, тут же подмахнул вассальный договор. (Между прочим, в числе ежегодной дани значились три тысячи саженных осетров, а сажень, как вы помните – больше двух метров).
Однако, свежеиспечённый хан проявил политическое легкомыслие – тут же начал заигрывать с Крымским ханством, и, в конце концов, доигрался до того, что выдворил русского посланника. В 1556-м его пришли учить уму-разуму.
Надо сказать, на этот раз было послано не более трёх тысяч человек – Иван не только перманентно воевал с теми же грозными крымцами, но только что закончил войну со шведами и вынашивал планы в отношении Ливонии. Тем не менее, передового полутысячного отряда оказалось достаточно – Дервиш-Али бежал, а город снова сдался. На сей раз русские недемократично ликвидируют ханство и присоединят его к своему царству; что касается самой Астрахани (которая, к слову, называлась тогда Хаджи-Тархан), то спустя два года она будет основана на новом месте – примерно в двенадцати километрах; а через полтора десятилетия её попытается отнять крымский Девлет-Гирей (Иван будет близок к тому, чтобы уступить!) – но об этих событиях мы уже как-то говорили…
…Спустя три столетия – и совсем на другом краю земли – будет основан другой известный город.
2 июля 1860 года военный транспорт «Маньчжур» бросит якорь в бухте Золотой Рог, и капитан-лейтенант Алексей Шефнер высадит на берег сорок солдат для строительства поста. Так появился Владивосток (названный так, видимо, по ассоциации с основанным незадолго до этого Владикавказом). Между прочим, китайцы до сих пор называют его Хайшэньвэй, что можно перевести как «залив трепанга» – и втихую продолжают считать своим. Впрочем, основания для этого существуют только умозрительные – мы уже рассказывали, что на тот момент эта территория находилась под совместным российско-китайским управлением, а через полгода стала исключительно нашей.
А вот европейцы на Владивосток не претендуют – хотя французские китобои, вроде бы, побывали в бухте ещё в 1851-м. (Кстати, название «Золотой Рог» она получила по ассоциации с Константинопольской – автором обоих топонимов стал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьёв-Амурский).
PS: Заметим: в бухте отметились и англичане –причём даже успели обозвать её Порт Мэй. Это произошло всего несколькими годами раньше, во время Крымской войны. Как раз тогда англо-французская эскадра взялась, было, штурмовать Петропавловск, но только бездарно потеряла своего командующего… впрочем – это уже совсем другая история!
Спортивные обозрения
Journal information