В третий четверг ноября – то есть, сегодня – ЮНЕСКО постановила отмечать Всемирный день философии (World Philosophy Day) – и представляется логичным сразу же предоставить слово признанным специалистам. (Это мы не о ЮНЕСКО).
«О, философия, вождь жизни!.. Ты породила города, ты созвала разрозненных людей в сообщество жизни!» – цветисто восклицает Цицерон. (Что удивительно – ему же принадлежит призыв: «Свести философию с неба на землю!» А также – уничижительное: «Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов»… и эта противоречивость весьма характерна как для самой науки, так и для её, с позволения сказать, столпов).
…Потому один из них, Блез Паскаль ещё в своём XVII веке заметит: «Издеваться над философией – это значит поистине философствовать»! Весьма актуально звучит высказывание Альбера Камю: «Древние философы размышляли гораздо больше, чем читали... Вот отчего в их сочинениях так много конкретности. Книгопечатание всё изменило. Теперь читают больше, чем размышляют. Вместо философии у нас одни комментарии»… (Правда, слово «книгопечатание» – с поправкой на время – придётся заменить).
…Завершим двумя серьёзными высказываниями. Всё тот же Камю сказал: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное –…второстепенно». (Правда, тысячелетием раньше Эпикур удивительным образом подытожил тему: «При философской дискуссии больше выигрывает побеждённый – в том отношении, что он умножает знания»).
…Идём дальше. Сегодня – Международный день отказа от курения (No Smoking Day). Любопытно, что Американское онкологическое общество установило его в 1977 году – а семь лет спустя главный врач США впервые в истории заявит о пагубности пассивного курения… Так было положено начало травле курильщиков, которая в исторически короткие сроки охватит весь мир…
…между тем, табак – побочный продукт именно открытия Америки! Как раз в Новом Свете просвещённые европейцы собезьянничают у диких индейцев обычай вдыхать дым некого растения (которое они поначалу, не без оснований, будут считать лекарственным).
К нам заморское зелье, по-видимому, проникло во времена Ивана Грозного. (Причём от иноземных купцов… неясно, был ли у них коварный план «подсадить» Русь на табачок, или всё вышло само собой – но как говорят, сохранилось удивительное расследование насчёт стрельцов, осмелившихся дымить на боевом посту – да ещё и возле царских покоев!) Впрочем, неясно, что именно курили – похоже, народ пробавлялся, преимущественно какой-нибудь сушёной травкой (в первоначальном значении этого слова).
…Запреты начались при первом Романове – возможно, тут сыграл свою роль Большой московский пожар 1634-го года, вину за который навесили на некого «неосторожного курильщика». (Справедливости ради – деревянная столица в те времена горела регулярно). Так или иначе, Михаил Фёдорович импорт прикроет – а любителей подымить начнут штрафовать, подвергать телесным наказаниям – и даже казнить…
При Алексее Михайловиче поначалу вышло некое послабление – но суровый патриарх Никон быстро сломает тренд: в Соборном уложении 1649 года значилось: «А которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут уличены, тех пытать и бить кнутом. А кто русские или иноземцы табак учнут держать в запасе или оным торговать, тем чинить наказание без пощады – под смертною казнию…» Списком казнённых не располагаем – по некоторым свидетельствам, уличённым в употреблении «адской травы» гуманно вырывали ноздри… (Вероятно, некоторые поборники здорового образа жизни в этом месте с вожделением воскликнут: «Были же времена!»)
PS: …Однако, уже сын Тишайшего царя специальным указом разрешит курение табака, постановив «Продавать оный явно в светлицах при кабаках». (Любопытно, что царь-реформатор при этом дотошно оговорит: «…табачный дым вдыхать и выдыхать только через курительные трубки» – таким образом, нюхание и жевание войдёт в моду несколько позже, а пока останется под запретом). Неясно, чем руководствовался монарх… возможно, банальным здравомыслием: уж если вредная привычка внедрилась – не проще ли взять её под государственный контроль, со всеми причитающимися бонусами вроде налогов?.. А то, с одной стороны, обогащается «чёрный рынок», с другой – скоро полстраны будет ходить без ноздрей… непорядок, право… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 19 ноября 1955 года Карл Перкинс записал бессмертную «Blue Suede Shoes».
Journal information