shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 октября – 3

О Вневедомственной охране – и крушении царского поезда

Сегодня в России отмечается День Вневедомственной охраны – именно 29-м октября 1952 года датировано постановление Совмина СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». …Основательно, ничего не скажешь… Солидно выглядит и сама служба – по имеющимся данным, в наши дни она охраняет примерно полмиллиона различных объектов, и полтора миллиона – квартир граждан…



…Идём дальше – точнее, в прошлое. 29 (или – 17 по ст. ст.) октября 1888 года под Харьковом  потерпел крушение императорский поезд… (А ведь всего двумя годами раньше Александр III – первым в Европе! – учредил День Железнодорожника...)

Авария случилась на спуске вблизи станции Борки, ровно в 14.14 (словно по чьему-то нумерологическому расчёту) – погода стояла ненастная; шёл дождь со снегом… (Очевидцы рассказывают  о трёх толчках: первый сбросил пассажиров с мест; после второго, ещё более сильного, состав заскрежетал, рушась, – и затем, с третьим толчком, затормозил).

…Собственно, «затормозил» звучит неоправданно нейтрально – десять из пятнадцати вагонов сошли с рельсов, некоторые из них превратились буквально в щепки; двадцать один человек погиб, не менее шестидесяти восьми пострадали…



Монаршая семья в этот момент завтракала в вагоне-ресторане – удар смял боковые стенки; пол обвалился; люди оказались на путях; сверху на них уже неумолимо падала крыша – но каким-то чудом застряла, воткнувшись  углом в кухонные тележки. (Позже рассказывали, что её удерживал на плечах сам император… конечно, это кажется преувеличением.  С другой стороны,  Александр – здоровяк 193-сантиметрового роста – вскоре после этого события начнёт страдать болями в пояснице; а шестью годами позже – не дожив до пятидесяти! – скончается от нефрита почек…)

…Итак, члены царской семьи (включая цесаревича – будущего императора  Николая) выбрались из-под обломков – помятые, но более-менее целые. Отметим: окружённая перепуганными свитскими августейшая чета покинет  место трагедии в числе последних – Александр руководил спасательными работами; Мария Фёдоровна оказывала помощь раненым. (У императрицы была повреждена рука, на её испачканное и разорванное платье накинули шинель). С наступлением  ночи всё было кончено – и царская семья села в давно поданный запасной поезд.



Спасение императорской четы в этой ужасной аварии было воспринято как чудо (в соседнем вагоне раздавило тринадцать человек) – последовал торжественный молебен в Харькове – и, само собой, расследование…

…Скажем сразу: версия теракта практически не рассматривалась (хотя  впоследствии говорили о каком-то поварёнке, и заложенной им бомбе с часовым механизмом) – такое благодушие может показаться странным, учитывая настоящую охоту, которую вели «революционеры» за отцом императора – да и саму смерть Александра II…

…Тем не менее, причинами аварии были названы технические обстоятельства – и, если вдуматься, они покажутся преступней любой бомбы! Выяснилось, что царский поезд нарушал  все существующие нормы безопасности – он вдвое превышал вес ходивших в то время пассажирских составов, практически соответствуя «товарняку». Но разрешённая скорость товарных поездов была двадцать вёрст в час – а у императорского  состава, в соответствии с расписанием, должна была составлять не менее тридцати семи. Более того – в тот день он выбивался из графика – и гнал под семьдесят!



Дальше – больше. Оказалось, что из двух паровозов (по-другому с трёхсотметровой и почти пятисоттонной махиной не получалось!) один был грузовым, а другой – пассажирским; что создавало опасную боковую качку… и так этот состав ездил десяток лет!

…Но и это ещё не всё… В процессе расследования дознаются, что участок, на котором произошло крушение,  признали аварийным ещё летом того же года; всплывут хищения при строительстве самой дороги… одним словом – несколько чиновников будут отправлены в отставку, и… Александр распорядится прекратить следствие…

PS: Неизвестно, что сыграло решающую роль в этом высочайшем решении: возможно, личность возглавившего расследование Анатолия Кони: этот рьяный юрист, десятилетием назад добившийся оправдательного приговора для стрелявшей в питерского губернатора Веры Засулич, уж очень усердствовал, стремясь добраться до «самого высшего эшелона»…



PPS: В отечественной историографии Александр III довольно непопулярен. Раньше это объяснялось просто: именно за попытку покушения на этого царя повесили старшего брата будущего Ленина… Но и в наши дни государь, до скупости экономивший на собственных расходах, и прозванный «Миротворцем» – поскольку, не воюя, сумел увеличить территорию империи на 430 тысяч кв. км – не обрёл признания… Правда, его всегда истово ненавидели доморощенные либералы… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 29 октября 1985 года группа Dire Straits займёт первую позицию британского чарта с нетленной «Money For Nothing».


Tags: 29 октября, Александр III, Анатолий Кони, День Вневедомственной охраны, Мария Фёдоровна, станция Борки, цесаревич Николай
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments