shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

Category:

В этот день… 25 октября – 2

О первых автомобилях – и Дне автомобилиста

Сегодня – последнее воскресенье октября, и мы отмечаем День автомобилиста (учреждённый в 1980-м году под скучноватым названием День работников автомобильного транспорта). Тут, конечно, присутствовал нюанс: одно дело – профессиональные труженики баранки и гаечного ключа; другое – те, кого раньше снисходительно называли любителями… Однако, всё давно смешалось – да и современные автомобили таковы, что не очень-то в них полезешь с гаечным ключом!.. Потому, будем считать, что сегодня – праздник всех обладателей машины и прав (желательно – одновременно). Как говорят, в разработке уже есть автомобили, способные обходиться без водителя – только пока они несколько тормозят (в печальном смысле слова). Ну, научатся – будут праздновать сами по себе…



…Теперь – к корням. Общеизвестно, что изобретатель автомобиля в современном понимании – Карл Бенц… что, впрочем, многими оспаривается – потому обратимся к далёкому прошлому, и идее самодвижущейся повозки, как таковой. Удивительно – но о достижениях древних китайцев история безмолвствует! Зато мысль заменить лошадей силой пара высказывал ещё   грек I века до н. э. Герон Александрийский. (Помимо всего прочего, инженер изобрёл паровую турбину, затем благополучно забытую на ближайшие полтора с лишним тысячелетия).

Затем был, само собой, Леонардо – как утверждается, по его чертежам в наши дни воссоздали некую телегу с пружинным заводом… (Скептики указывают, что рисунки гения не слишком информативны. Ну, ладно). Спустя пару столетий после великого итальянца в нашей истории появляется, наконец-то, китайский след – правда, несколько своеобразный… Вроде бы, в семидесятых годах XVII века фламандский миссионер Фердинанд Вербист соорудил для местного императора игрушечную машинку на паровом ходу.  (Судя по отсутствию дальнейших сведений, её заиграли… неясна и судьба создателя – надо сказать, самоуверенный иезуит взялся, было, доказывать представителям древней цивилизации преимущества европейской астрономии – и даже порывался исправить китайский календарь…. Но мы отвлеклись).



…Ещё через столетие француз Никола-Джозеф Кьюньо предложит военному ведомству «Огненную телегу» своего имени – и она станет первым авто, сохранившимся до наших дней! Предполагалось использовать этот паровой тягач для нужд артиллерии – но на испытаниях «что-то пошло не так». (Тут источники расходятся… некоторые утверждают, что инженер, потеряв управление, врезался в стену Арсенала – тогда получается, что он, вдобавок, устроил первую в истории автомобильную аварию!.. Впрочем, есть и прозаическая версия:  мощности котла хватало, от силы, на четверть часа – и это делало «телегу Кьюньо» малопригодной в боевых условиях).

«…А что же у нас?» – возможно, спросите Вы. У нас, как водится, пошли своим путём – и  обошлись без заграничного пара… зато «самобеглая коляска» появилась на двадцать лет раньше французской! Сделал её Леонтий Шамшуренков – а ещё раньше этот мастеровитый ремесленник придумал подъёмник для колокола, известного нам, как Царь.

(Крестьянин Казанской губернии прибыл на промыслы в столицу – а там, как раз, отливали эту махину. Пытливый Леонтий заинтересовался, каким образом  двухсоттонный Колокол собираются вытаскивать из десятиметровой ямы – оказалось, об этом как-то не успели подумать… Сметливый крестьянин не только разработал устройство – но и сумел  продемонстрировать идею кому надо. (Оказывается, в первой половине XVIII века путь к начальству был короче, чем в наши дни!) Проект одобрили; механизм соорудили – но тут случился известный пожар, сгубивший устройство с Колоколом вместе. (Как мы помним, через сто лет его кое-как поднимут на банальных канатах).



…Впрочем, это, что называется, присказка… Спустя годы Леонтий, наоборот, с кем-то из начальства, по неясным причинам, разругается – и угодит в острог. Здесь-то он и займётся проектированием своей коляски.  (Удивительно, сколько полезных вещей можно было сотворить в старину, сидя в тюрьме!) О том, что вышло, лучше всего рассказывает в челобитной сам конструктор: «Такую коляску я сделать могу на четырёх колесах так, что она будет бегать без лошадей, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей. А бегать будет хоть на какое дальнее расстояние, и не только по ровному месту, но и в гору».

…Всё понятно – педали вместо лошадей! Заключённого вызвали в столицу, выслушали, закупили материалы, дали подмастерьев… в назначенный срок «самобеглая коляска», действительно, бодро проедется на всех четырёх колёсах, при этом – взбираясь на встречные пригорки! (Учитывая специфику дорог того времени, проходимостью механизм обладал невероятной!)  Увы, что с ним сталось потом, неясно… (Шамшуренкова, впрочем, наградили и отпустили восвояси – он успеет ещё придумать самоходные сани и путемер – тоже до нас не дошедшие).



PS: Пожалуй, на этом сегодня и остановимся – отметим только, что через три десятилетия появится «самокатка» Кулибина (три колеса, один «педалист») – и до нас дойдут чертежи; потом самоучка займётся и паровым вариантом… Но лошадки будут выглядеть надёжней ещё более ста лет! Любопытно, что даже после того как автомобили начали потихоньку завоёвывать мир, поначалу казалось, что будущее – за их электрической версией… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 25 октября 1947 года родился Гленн Реймонд Типтон – гитарист группы «Judas Priest» с 1974 года.



И ещё. Сегодня отметит 65-летие экс-вокалист «Smokey» Крис Норман… между прочим, на сцену он впервые выйдет уже через три года – а своих детей у Криса пять, причём от единственной на протяжении сорока пяти лет жены, Линды!





Наконец, 25 октября 1955 года родился Маттиас Ябс – гитарист группы «Scorpions»  с 1978 г.


Tags: 25 октября, Герон Александрийский, Иван Кулибин, Леонардо да Винчи, Леонтий Шамшуренков, Никола-Джозеф Кьюньо, Фердинанд Вербист, самобеглая коляска
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments