shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

Category:

В этот день… 23 октября – 1

О рекламе

Сегодня в России отмечается День работника рекламы! (…Кстати, почему так некреативно – «работников»?.. Ну, ладно…)

Праздник был учреждён в далёком 1994 году, когда почтеннейшая публика (а главное – работодатели рекламщиков) впадали в транс от мудрёных слов вроде «маркетинг», «пиар» или «копирайтер». Сейчас их выучили абсолютно все (и соответственно, научились, как им кажется, разбираться в этом деле) – хотя иным заказчикам так и хочется напомнить высказывание «отца рекламы» Дэвида Огилви: «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?..»



…Общеизвестно, что само словечко произошло от латинского reclamare (означающего, кстати, не только «утверждать» – но и «протестовать», откуда не менее распространённая «рекламация»)… одним словом – принято считать, что название этой индустрии (или даже – социальному институту) дали своими воплями античные зазывалы. (Хотя имеются свидетельства, что задолго до них египтяне вполне цивилизованно размещали рекламные  объявления на папирусах. Сейчас мы бы назвали это листовкой, флайером – или, возможно, «наружной рекламой»…)

…сохранившейся и во времена мрачного Средневековья (а чем ещё считать, скажем, вывески на тогдашних неопрятных харчевнях?) Тем не менее, истинный отсчёт рекламному делу европейцы, с присущей им скромностью, постановили вести с середины XV века (то есть – с изобретения Гуттенберга). Таким образом, первой листовкой, игнорируя безответных древних египтян,  принято считать печатное объявление «В продаже имеются молитвенники!» вывешенное на некой  английской церкви в 1472 году.



…В свою очередь, французы претендуют на приоритет в области газетной рекламы – с полным основанием, поскольку «La Gazette», которую в 1631 году начал издавать врач Теофраст Ренодо, считается «первой настоящей газетой Европы». (Надо сказать, листку покровительствовал лично небезызвестный кардинал Ришелье – одновременно выступавший колумнистом на пару с  Людовиком XIII – так что, «La Gazette» была проправительственной и, что называется, «планово убыточной» – невзирая ни на рекламу, ни на огромный тираж в тысячу двести экземпляров. (Детище нашего Петра – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах» – явится в свет только спустя семьдесят с лишним лет, и начнёт с сотни штук; о предшествовавших рукописных «Курантах» и вовсе говорить не будем)… Одним словом – со сменой власти Ренодо прогорит – и помрёт в бедности).



…Тем не менее, дальнейшее развитие этого бизнеса шло по нарастающей – и, в общем-то, хорошо известно. Отметим только, что, невзирая на торговую госмонополию, реклама существовала и в СССР – причём, отметился в ней, например, такой титан, как Маяковский:

Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графлёную и без граф,
продаёт Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.



Или покороче:

Всё, что требует
желудок,
тело
или ум, –
всё
человеку
предоставляет ГУМ.

Нечего
на цены плакаться –
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!

(Если кто-нибудь из современных креативщиков сейчас презрительно сморщил нос – сообщим: за эти или другие стишки – но в 1925-м пролетарский автор вместе с художником Александром Родченко удостоится серебряной медали на Парижской международной художественно-промышленной выставке).



…Появились «при историческом материализме» и специальные объединения – назывались они, правда, предсказуемо скучно: «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» – наконец, Всесоюзное производственное объединение «Союзреклама». Бытовали и соответствующие издания: «Московская реклама», «Реклама» – и даже  «Коммерческий вестник». А слоган «Летайте самолётами Аэрофлота!» ещё долгое время будет вызывать умиление у отродясь не ведавшей других авиакомпаний публики… что примечательно – история повторяется  буквально на глазах!.. Ну, ладно…

PS: …«Публика – свинья, реклама – это громыхание палкой внутри помойного ведра», – мрачно изрёк в своё время Джордж Оруэлл. Финский сатирик Мартти Ларни высказался помягче: «Реклама – это способ заставить вас нуждаться в том, о существовании чего вы раньше не подозревали». Но, без сомнения, героям дня куда больше придутся по душе слова вице-президента «Procter & Gamble» Джона Пеппера (как будто, подсказанные всё тем же Огилви): «Я знаю, что половина моих затрат на рекламу расходуется впустую. Только вот – какая именно?..» А действительно?.. Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 23 октября 1963 года Боб Дилан записал в нью-йоркской «Columbia Studios» нетленную и перепетую с тех пор множеством заслуженных людей песню «The Times They Are A-Changin».




Tags: 23 октября, «La Gazette», Владимир Маяковский, День работников рекламы, Дэвид Огилви, Пётр I, Ришелье, Теофраст Ренодо
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →