В середине июля мы отметили День почты России – и вот наступила очередь Всемирного дня почты (World Post Day), отмечаемого с 1969 года по инициативе Всемирного же почтового союза. (Что касается самого Союза, то в него вошли двадцать европейских стран, включая Россию, – а также Соединённые Штаты с Египтом – ещё в 1874 году. Причина была вполне банальна: объём международных почтовых отправлений достиг приличного уровня – но каждая из транзитных стран стремилась максимально от этого дела, что называется, урвать! В результате цены росли, а бизнес – нет… наконец, решили как-то договориться. Сейчас в Союзе состоят сто девяносто две страны; можно сказать – весь мир).
Исторически потребность передачи информации возникла в незапамятные времена – видимо, всё начиналось с сигнальных костров (кстати, технология оказалась удивительно живучей!). Потом появилась письменность – и вот уже в Месопотамии гонцы побежали по назначению с глиняными табличками, а в Египте – с папирусами. (Дело было несколько тысяч лет назад – при этом наиболее известный древнегреческий гемеродром Фидиппид (или Филиппид) нёс в Афины устное сообщение о Марафонской победе… Любопытно, что персы к тому времени уже имели систему конных почтовых станций!..)
…Что, в сущности, логично – в первую очередь в оперативной связи нуждались обширные империи. (И, разумеется, доставлялись отнюдь не поздравительные открытки!) Потому в Риме государственная почта (cursus publicus) возникла при Августе (хотя начало ей положил Цезарь). Доставке подлежали исключительно официальные распоряжения сверху – и отчёты снизу… население, по старинке, передавало свои писульки с оказией – и они могли найти адресата спустя годы (если вообще).
Принято считать, что само слово «почта» – «post» впоследствии произошло именно от латинского «Statio posita in…» (то есть – «станция, расположенная там-то…»). «Впоследствии» – потому что с упадком Рима ведомство закономерно ликвидировалось (кроме Византии). Столетиями Европа обходилась всё теми же оказиями (вроде странствующих монахов); потом (примерно в XIV веке) в германских землях появилась более-менее упорядоченная служба городских гонцов; наконец, в 1464 году Людовик XI французский учредит королевских курьеров (спустя пару десятилетий их впервые назовут chevaucheurs en postes). Надо сказать, в централизованных государствах (от империи инков до арабского халифата) процесс шёл своим чередом всё это время… Ну, про древность китайской почты даже строить предположений не рискнём…
…Примерно такая же история с русской… из источников ясно, что интенсивный обмен информацией существовал издревле – но более-менее конкретные свидетельства появляются лишь со времён пресловутого ига. Именно ордынцы организовали ямские станции – а впоследствии дело продолжили московские князья; в начале XVI века был учреждён специальный Ямской приказ.
Ямщики возили не только правительственные депеши, но и грузы – однако происходило это, хоть и сравнительно быстро, но – так сказать, «по мере возникновения необходимости»… Регулярная почта появилась при Алексее Михайловиче – принято считать, что у её истоков стоял глава Посольского приказа Ордин-Нащокин, но некоторые склонны отдавать приоритет Яну ван Сведену. (Он, за немалую плату, взялся устроить доставку ко двору «зарубежной прессы» – разумеется, на казённых подводах; при этом голландец имел гешефт за обратное движение писем иностранных купцов). Достаточно быстро появился конкурент – некий Леонтий Марселис (его, кстати, и лоббировал Нащокин!)… он выиграл тендер – и пошёл ещё дальше! Теперь иноземцам запретили пересылать свои грамоты каким-либо иным способом – соответственно, цены монопольно взлетели…
…Что дальше? Разумеется, не обошлось без Петра нашего Первого. Он ввёл должность генерал-пост-директора, первые почтамты, военно-полевую почту – и переименовал Ямской приказ в Ямскую канцелярию!)
…Пожалуй, тут мы прервёмся – как известно, почта продолжала развиваться по нарастающей… между тем, каких-то сто лет назад до совершенства ей было всё ещё далеко! И об этом – история, случившаяся 9 октября 1914 года…
…когда германский крейсер «Эмден» под командой корветтен-капитана Карла фон Мюллера прибыл на остров Диего-Гарсия. (Этот коралловый атолл в Индийском океане тогда принадлежал Франции, затем – Британии, а сейчас там база американских ВВС).
Пикантность ситуации заключалась в том, что Первая мировая уже вовсю шла – а «Эмден» был рейдером, и к тому времени успел захватить или потопить пару десятков кораблей. Однако французские колонисты ничего об этом не знали – они жили как на настоящем необитаемом острове, добывая кокосовое масло – несколько раз в год за ним кто-нибудь приезжал. Потому местные встретили немцев вполне дружелюбно… Мюллер решил не огорчать гостеприимных хозяев плохими новостями – мол, он тоже давно странствует без связи с миром… в общем, «встретились два одиночества…»
…Итак, немцы подремонтируют свою боевую посудину (а в порядке взаимопомощи – и мотобот аборигенов) – после чего мирно откланяются на следующий день. Так несовершенство связи позволило представителям воющих держав разойтись без единого выстрела!
PS: Ровно через месяц «Эмден» нарвётся на австралийский крейсер «Сидней» и будет разгромлен более мощным противником – правда, сам Мюллер уцелеет, и вернётся из плена в 1918-м. Интересно, что его наградят – а сам корабль посмертно удостоят «Железного креста»; такой чести, кроме него, за всю войну удостоилась только знаменитая подлодка U-9.
PPS: Как утверждают источники, корветтен-капитан Мюллер и его команда строго соблюдали правила ведения войны: на двадцати трёх захваченных ими торговых судах не пострадал ни один человек – кстати, первым трофеем рейдера стал русский пароход «Рязань»… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 9 октября 1940 года родился Джон Леннон – как говорят, это произошло аккурат во время немецкого авианалета на Ливерпуль.
Journal information