shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

Categories:

В этот день… 7 октября – 1

О Брежневской Конституции – и лётчике Мациевиче

Живи мы четверть века назад – имели бы сегодня законный выходной по случаю Дня Конституции (именуемой также «Конституцией развитого социализма», или, попросту – Брежневской). Любопытно, что в связи с её принятием советский народ, поначалу, лишился выходных сразу на три года:  в 1977-м старый «День Сталинской Конституции» отменили – а новый ввести не успели… в следующие два года он выпал на выходные – но в те времена их не компенсировали!)



По совпадению, документ просуществовал на год меньше, чем создавался  (а это заняло пятнадцать лет – первым председателем конституционной комиссии был ещё Никита Сергеевич…) Что ещё? Последней поправкой в Конституцию стало учреждение должности Президента СССР…

…Идём дальше – в прошлое. 7 октября (или – 24 сентября по ст. ст.) 1910 года в Петербурге на празднике воздухоплавания погиб знаменитый лётчик Лев Мациевич – и эта первая в России смерть в авиационной катастрофе осталась одной из загадок отечественной истории. Впрочем – по порядку.

…Мациевич был родом из Чигиринского уезда Киевской губернии – ещё в юности он участвовал в студенческом кружке «Студентська громада» – а затем, по мнению источников, стал одним из основателей Революционной  украинской партии… впрочем, если и так – в дальнейшем его активность не очень просматривается. Зато молодой человек заканчивает сразу три учебных заведения – Харьковский технологический институт, Морское инженерное училище (экстерном) и, наконец – Николаевскую морскую академию.

Уже в те времена молодой инженер работал на военно-морской флот – и  предложил несколько проектов (включая противоторпедную защиту кораблей). В 1907-м его направляют на Балтийский завод – наблюдателем за строительством подлодок; и здесь Мациевич отметился целым рядом изобретений (как говорят – разработал полтора десятка новых типов подводных судов!) Однако…



…морского офицера неудержимо влекло в небо! (Авиация в те годы была совершенным новшеством – и вызывала всеобщий ажиотаж). Мациевич сумел соединить хобби с профессией – и предложил первый в истории проект авианосца (с навесной палубой для взлёта-посадки, тормозной системой и катапультой – в сущности, всё как в наши дни!): «Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабжённого большим количеством аэропланов (до двадцати пяти)».

Идею одобрили… и положили под сукно; впрочем – Мациевича отправили в Париж, закупать самолёты у знаменитого Формана. За полгода он не только получит лицензию пилота (за номером 176 – а в России Мациевич станет 31-м) – но и наметит планы на ближайшее будущее: «Изучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового». Увы… до происшествия на Комендантском поле (кстати, именно в этом районе на севере Питера когда-то был убит Пушкин)… так вот – до Праздника воздухоплавания оставались считанные месяцы…



…Мероприятие собрало аншлаг (невзирая на эпидемию холеры) – билеты в ложу стоили двадцать пять (ещё тех!) рублей; на простые места – от пяти рублей до полтинника. Прибыли члены императорской фамилии, военный министр Сухомлинов, премьер Столыпин, председатель Госдумы Гучков… (Двух последних – а также многих других видных гостей катал капитан Мациевич. Как писал очевидец: «Все хотели летать с Мациевичем, всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека».

…Всего лётчиков было одиннадцать – и в тот день было поставлено немало рекордов – а назавтра, уже после того, как сигнальная пушка в шесть вечера оповестила об окончании полётов, «…по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера – Александра Анатольевна».

…После падения с 400-метровой высоты шансов у пилота не было… Мациевича похоронят, как героя. Следствие установит, что причиной аварии стала лопнувшая проволока – она накрутилась на винт и сломала лопасть; та  угодила в мотор; лётчик пытался выправить самолёт, откинулся назад – и выпал наружу…



…Впрочем, кто же верит официальным версиям? Специалисты по тайнам сразу же обратили внимание на странное обстоятельство – Мациевич поднялся в воздух буквально в последние минуты мероприятия, без всякой необходимости… Не было ли это самоубийством?..

…Другой причиной могли стать пассажиры пилота – точнее, конкретно  Столыпин (причём Мациевичу пришлось премьера уговаривать – у того были проблемы с сердцем; возражала и охрана). В те времена реформатор находился под прицелом террористов – а пилот состоял в партии эсеров! (Правда, похоже, в значительной степени от неё  отошёл – но есть предположение, что товарищи поручили ему привести приговор в исполнение). Происходившее на борту осталось неизвестным – однако премьер был благополучно возвращён на землю. И тут Мациевич осознал, что его ждёт неминуемая месть…

…Справедливости ради – он погиб на следующий день… Потому, соглашаясь с этой версией, логичней предположить, что самолёт был намеренно повреждён… но тогда – почему злосчастная проволока продержалась до самого конца; ведь без этого незапланированного полёта капитан остался бы жив?..



PS: Некоторые считают, что самоубийство действительно произошло – но причиной стала супружеская неверность. Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. Сегодня отметит 70-летие Кевин Годли – барабанщик, клавишник и автор  английской группы «10cc» (1972 – 1976 и 1991 – 1993 гг.) а после ухода из команды – режиссёр видео для многих заслуженных людей.



И ещё. 7 октября 1964 года родилась Саманта (Сэм) Браун – британская певица и автор, наиболее известная своим хитом 1988 года «Stop!»


Tags: 7 октября, Брежневская Конституция, Лев Мациевич, Столыпин
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →