16 (по нов. ст.) сентября 1745 года родился будущий легендарный полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. В основном, мы представляем его умудрённым старцем с повязкой на глазу… (В 1812-м Кутузову было шестьдесят шесть – возраст и впрямь, по тем временам, почтенный – но, на самом деле, никаких повязок генерал-фельдмаршал не носил, и видел обоими глазами…) Впрочем – по порядку.
Кутузов стартовал с обучения в Артиллерийской школе (где, заметим, преподавал его отец, генерал-поручик) – затем поменял несколько мест службы, неуклонно повышаясь в чинах. Так, к двадцати шести, он дошёл до подполковника – и тут случилась неприятность: ему вздумалось в тесном кругу передразнить командующего – самого Румянцева. Само собой, тому доложили… принято считать, что Кутузов так переволновался, что именно после этого инцидента обрёл свою пресловутую осторожность. Впрочем, всё обошлось – его просто перевели в другую армию, и тут-то случилось знаменитое событие с турецкой пулей, пробившей подполковнику левый висок – и вышедшей возле правого глаза. Зрения сохранилось, но на внешность Кутузова это происшествие и впрямь повлияло не лучшим образом – в сущности, удивительно, как он вообще выжил!..
(…Впрочем, имелся и кое-какой плюс – прослышав о происшествии, Екатерина наградит пострадавшего воина высоким орденом Св. Георгия 4 класса – и за свой счёт отправит лечиться в Австрию… здесь он пробудет два года, как утверждается, «изучая военное дело» – а попутно вступит в масонскую ложу. …По невероятному совпадению, четырнадцать лет спустя – уже генерал-майор – Кутузов снова будет ранен в голову… причём пуля, практически, пройдёт проторенным путём! Видимо, судьба берегла Михаила Илларионовича для славных дел…)
…Славным делом, для начала, оказалась служба под началом Суворова – помнится, тот сильно расхвалил Кутузова за штурм Измаила… правда, некоторые источники свидетельствуют – генерал-майор и впрямь взошёл на крепостной вал, но вскоре послал своему шефу донесение, что выстоять не сможет. Суворов ответил: «Императрице уже доложено о взятии города!» Пришлось держаться – заодно Кутузов, не слишком обоснованно, заработает титул «любимого суворовского ученика».
Далее военная судьба заносила его и в Польшу, и в Турцию – в конце концов, Кутузов осядет дома, и к этому времени относится пресловутый эпизод с кофе, который пятидесятилетний генерал-поручик собственноручно варил и таскал по утрам фавориту императрицы Платону Зубову. Видимо, кофе был и впрямь хорош – Кутузов не только получает хорошие должности, но и практически ежедневно бывает приглашён к Екатерине; говорят, последнее общение состоялось буквально вечером перед её кончиной.
…Удивительно, но при Павле положение нашего героя нисколько не изменилось к худшему; более того – он снова бывает у государя, и снова ужинает с ним в ночь перед убийством – прямо наваждение какое-то!.. А вот Александр Кутузова почему-то невзлюбил, и то и дело сплавлял с глаз долой – но неизменно призывал вновь…
…Преимущественно – воевать с Наполеоном!.. (Михаил Илларионович противостоял французскому императору – с перерывами – семь последних лет своей жизни. Причём – непосредственно, что по тем временам считалось, практически, невозможным!..) Эти баталии – отдельная и большая тема; мы к ней часто возвращаемся – потому сегодня ограничимся парой слов о сражении при Аустерлице… Кутузов тогда был отправлен с пятидесятитысячной армией на помощь австрийским союзникам – но не успел; тех побили раньше…
Генералу удалось успешно отступить (этот манёвр у него получался лучше любого другого) – и соединиться с подкреплениями. К несчастью, в рядах этих самых подкреплений присутствовали два императора – наш Александр и австрийский Франц. Обоим не терпелось «наподдать Бонапарту» – и всё вышло ровно наоборот. Русский император, еле избегший плена (рассказывают, он так переволновался, что долго не мог отойти от болезни, которую не слишком политкорректные подданные назвали «медвежьей»)… так вот – Александр остался очень обиженным на «лживый характер» Кутузова… А ведь тот, по заведённой привычке, просто не осмелился возразить государю, командующему: «В атаку!»
…После некоторого пребывания в полуопале, Кутузов снова понадобился – и здесь, в турецкой кампании 1811 года произошла битва при Рущуке – по сути, единственное крупное сражение, которое он выиграл лично – и, прямо скажем, сделал это блестяще, разбив вчетверо превосходящую турецкую армию! Затем командующий, в своей обычной манере, отступил – турки ринулись в погоню; после того, как часть войск перешла Дунай, Кутузов их блокировал – и вынудил сдаться. А затем, буквально за месяц до вторжения Наполеона, заключил мир – тут дело не столько в территориальных приобретениях, сколько в том, что пошёл прахом союз Бонапарта с Портой – а император очень рассчитывал, что нависающая турецкая угроза облегчит ему нападение на Россию!
О Войне Двенадцатого года мы говорим постоянно, потому сразу перейдём к концу рассказа – в апреле, на территории современной Польши, Кутузов простудится, и вскоре скончается. Как говорят, он был против преследования Наполеона…
PS: Растиражированный образ «великого полководца» вряд ли соответствует действительности… с другой стороны – под руководством Кутузова Россия выиграла две войны!
PPS: Когда русская армия, сдав Москву, стояла в Тарутино, начштаба Бенигсен настрочил донос – мол, Кутузов всё время спит, причём «постель ему греет некая молдаванка». Резолюция была такой: «Это не наше дело. А что спит, то пусть спит. Каждый час сна этого старца приближает нас к победе»… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 сентября 1968 года родился Марко Антонио Муньис Руис, известный просто как Марк Энтони – певец стиля «сальса», и вообще, человек разносторонних талантов… вдобавок – бывший муж Дженнифер Лопес.
И ещё.16 сентября 1992 года родился Ник Джонас из группы «Jonas Brothers». Недавно этот нашумевший коллектив объявил о завершении совместных выступлений.
Journal information