shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 7 сентября – 3

О похищении «Джоконды»

7 сентября 1911 года полиция арестовала Гийома Аполлинера… (Вообще-то, знаменитый авангардист при рождении звался Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий – а матушка его была подданной Российской империи… правда, родился поэт в Италии – а жил, в основном, во Франции. Ну, неважно…)

…Потому что в кутузку поэта потащили не просто так – а по подозрению в краже «Джоконды» (которое произошло парой недель раньше)… Более того – основания у полиции имелись! Но – по порядку.



…Штука в том, что в процессе расследования провели инвентаризацию – и не досчитались доброй сотни экспонатов! За неделю до упомянутого ареста некий бельгиец Жери Пьерэ явился в редакцию «Пари Журналь» с какой-то древней женской головой – и похвастался, что спёр её из Лувра семь лет назад – «там же ничего толком не охраняют!» Поднялся шум… администрацию музея разгонят заодно с директором… Заодно выяснится, что примерно в то же время и тот же жулик продал Аполлинеру и Пикассо несколько, якобы,  финикийских статуэток – с тем же объяснением!..

Приятели не слишком-то поверили болтуну… Отец кубизма даже успеет засветиться, изобразив краденые раритеты на одной из своих бесчисленных картин. (И тоже попадёт под подозрение – но, как Вы понимаете, учитывая манеру автора, опознать что-либо будет достаточно сложно, и от него отстанут). А вот Аполлинарий Вонж-Костровицкий додумается инкогнито отослать свои экземпляры в Лувр… разумеется, его отследят! Правда, пришить мэтру «Мону Лизу» не выйдет – через пять дней Аполлинера выпустят… а вот безуспешные поиски картины продлятся ещё два года!

…Надо сказать, именно похищению полотно обязано своим последующим  культовым статусом. (Ну, точнее, не «полотно» – поскольку Леонардо писал на тополиной доске. Продолжалось это немало лет; в процессе мастер переедет во Францию, упорно не желая расстаться со своей работой. Такой «долгострой» – дело для Леонардо обычное – но «Джоконда», вероятно, станет его единственной «законченной большой работой» (хотя некоторые считают, что не совсем законченной – да и не большая она вовсе). В любом случае – заказчик своего не получит; потому его имя остаётся дискуссионным).



После ряда перемещений (как говорят, на какое-то время картину забирал в свою спальню сам Наполеон)… так вот – в конце концов, «Джоконда» осела в Лувре… не вызывая, впрочем, ни малейшего ажиотажа! Пресловутую «улыбку Моны Лизы»  в середине XIX века разглядит Теофиль Готье. (Одно слово – романтик!) «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» И так далее… Отныне картина станет предметом культа – но лишь, что называется, «узкого круга».

…А вот «иконой масс-культуры» её сделает пресса – собственно говоря, газетчиков больше интересовало «бессилие властей» и прочее бла-бла-бла… но – иллюстрации! Так о существовании «Джоконды» узнал весь мир…

…Человек, которому творение Леонардо обязано своим статусом, звался  Винченцо Перуджа – в Лувре итальянец подрабатывал как раз изготовлением защитных остеклённых коробов для картин – включая «Мону Лизу»! (Возможно, это выдумка – но уже после ареста он расскажет, что, вообще-то, хотел спереть что-нибудь более ценное – например, Тициана… Однако «размер имеет значение»… выбор пал на «Джоконду»!)



Подстёгиваемая прессой, полиция в те дни допрашивала всех, имевших хоть какое-то отношение к музею… причём дважды – самого Перуджа! Более того – стекольщик оставил на раме совершенно недвусмысленный отпечаток пальца… Увы – Альфонс Бертильон (знаменитый своим антропометрическим методом идентификации; это с его подачи задержанных до сих пор фотографируют в профиль и анфас) так вот – признанный специалист с предубеждением относился к зарождавшейся дактилоскопии (конкуренция – чего там). В итоге важная улика так и не была использована…

…Перуджа вернулся в Италию – и пару лет в прямом смысле слова спал с «Джокондой», спрятав её в матраце. А затем надумал продать… (По другим сведениям – безвозмездно передать музею Уффици. Ну, неважно). В любом случае – злодея повязали… и, фактически, сделали национальным героем! (Если быть точным – дали триста восемьдесят дней тюрьмы, которые  скостят до семи месяцев). Обретённый шедевр триумфально двинулся на место прописки, собирая по пути толпы фанатов! (Газетчики ликовали – хотя и несколько жалели, что, как выяснилось, ни немецкий кайзер Вильгельм, ни американский миллиардер Морган оказались не приделах. Интеллигенция, в свою очередь, начала воротить от поп-иконы нос!..)



…Но возможно, заговор действительно был! Перуджа с успехом предстал в имидже наивного патриота. (Он, якобы, «хотел вернуть картину, украденную у Италии Наполеоном»… Бонапарт, конечно, в своё время неслабо  ограбил Италию на разные предметы искусства – однако, последние мазки Леонардо положил, живя во Франции – и впоследствии картина была честно куплена). Потому существует версия, что «Джоконду» итальянцу заказал некий авантюрист Эдуардо де Валферно – чтобы, воспользовавшись шумихой, пихать богатеньким коллекционерам её копии… Как будто – несколько штук действительно были проданы за приличные деньги (причём одна – тому же Моргану) – но кто ж признается?.. Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 7 сентября 1951 года родилась Крисси Хайнд, американская вокалистка английской рок-группы новой волны «The Pretenders» Крисси Хайнд – известная активистка борьбы за права животных и убеждённая вегетарианка.


Tags: 7 сентября, Аполлинер, Бертильон, Винченцо Перуджа, Джоконда, Леонардо, Пикассо, Пьерэ, Теофиль Готье, Эдуардо де Валферно
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →