Согласно решению ООН, сегодня отмечается Международный день коренных народов… буквально в 2007 году эта уважаемая организация обнаружила, что, оказывается, они «…стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов…» О как!
Хотелось бы сказать дежурное: «лучше поздно, чем никогда»… но, вообще-то, для миллионов – безнадёжно поздно… причём давным-давно! (Между прочим, американцы своих немногочисленных уцелевших индейцев теперь политкорректно именуют native americans – то есть «коренные американцы»). Российские первопроходцы звали местных «туземцами» – что, в сущности, и означает «тут живущий»… а словечко «абориген» произошло от латинского «ab origine» – то есть, «от начала». Так что, теоретически (а точнее – этимологически) в обоих словах ничего обидного нет. Вроде бы…
…Идём дальше. Сегодня – второе воскресенье августа, а значит – в России и некоторых других странах отмечают День строителя… традиция пошла с середины пятидесятых годов прошлого века – ну, а сама профессия восходит к незапамятным временам… Согласно дарвинистам, наши пращуры довольствовались естественными укрытиями вроде пещер – но продолжалось это недолго… (Вероятно, потому, что человек склонен передвигаться – а таскать за собой эти самые пещеры неудобно… мы же – не черепахи!)
В силу сложившейся несправедливости, истории более известны не строители, а разрушители… ну, или, по крайней мере, заказчики строительства – вроде фараонов с их пирамидами, китайских императоров с пресловутой стеной, или римских августов и цезарей. Что касается самих мастеров, то создаётся впечатление, что судьба их складывалась как-то незавидно – достаточно вспомнить сравнительно свежий пример с Бармой и Постником, творцами Покровского собора, более известного как Храм Василия Блаженного… Согласно наиболее распространённой версии, Иван Грозный остался очень доволен – но, во избежание контрафактных реплик, приказал зодчих ослепить… (Хотя, если вдуматься, проще было бы, как обычно, скормить медведям). Другие исследователи полагают, что ничего подобного не было, и «сын Постникова, по реклу Барма» благополучно убыл строить Казанский кремль… потому что и человек-то это был один – и ослеплять столь ценного специалиста никто не собирался!.. Ну, ладно…
…Теперь – в прошлое. 10 августа (по н.ст.) 1705 года разразилось восстание в Астрахани… (Если быть точным – согласно местному преданию (никак, впрочем, не документированному) началось-то всё со свадеб, которых в тот день сыграли аж сотню… ну а потом, как говорится «решили совместить»). Якобы, причиной такой матримониальной активности стал слух – мол, вот-вот явится царский указ о семилетнем моратории на это дело! Причём, девкам-то замуж будет можно – но исключительно за немцев (те уже в пути). А вот парням… видимо – в армию. (Как мы помним, шла Северная война).
…Байку мы приводим исключительно «для порядка» – но это были времена, когда выходили указы о бритье бород и обрезании платья на иноземный манер… Народ мог ждать чего угодно! Более того – оба упомянутых постановления местный воевода Тимофей Ржевский исполнял с какой-то неуместной ретивостью: «…усы и бороды ругаючи обрезывали с мясом». (Или это был банальный – и актуальный во все времена – кураж дорвавшегося до власти «провинциального царька»?)
…В любом случае, бороды – бородами, но воевода наделал и куда более серьёзных управленческих ошибок: купцов обложил податями, чуть ли не превышающими доход; стрельцам урезал хлебное жалованье (и как будто, то же собирался проделать с денежным); у мусульманского духовенства отнял льготы… одним словом – умудрился «зацепить» все существующие элиты… (Да… ещё – отдал откупщикам монополию на торговлю хлебом… за «долю в бизнесе», разумеется!)
…Таким образом, возник заговор – а затем и повод. (Хроники сохранили длинный список заводил… простого люда среди них не было – но не оказалось и какого-нибудь Разина, так что приводить этот перечень мы не будем). В ночь начали хватать «начальных людей» (по тем или иным причинам к бунту не примкнувших): «…А воеводу на воеводском дворе сыскали в курятнике и за вышеупомянутые его досады забили до смерти». Воодушевлённые успехом, бунтовщики кинули клич по окрестным городам. (Некоторые присоединились – а вот донские казаки мятежное посольство повязали). Идей появилось, что называется, «громадьё» – вплоть до похода на Москву… начать, правда, решили с Царицына – но успеха не возымели…
…Занятый войной со шведами, Пётр спохватился только осенью – а по весне на Волгу прибыл Шереметев с войсками… Смутьяны к тому времени успели утратить задор (да и банально переругаться). Потому фельдмаршала встретили… нет, не хлебом-солью – но плахой с воткнутым топором… в знак покорности: «…по обе стороны улицы, астраханцы все лежали на земле».
PS: Приняв печать и ключи, Шереметев объявит городу царское прощение… Правда – велит по новой присягнуть… А уж затем был учинён сыск, по которому: «Всего колесовано, казнено и померло 365 человек». Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 9 августа 1946 года родился Маринус (или Ринус) Герритсен – басист нидерландской группы «Golden Earring», весьма популярной в 70-е, и существующей поныне.
Journal information