Авторитетный источник утверждает, что именно 28 июля 1586 года сэр Томас Хэрриот, впервые в истории, привёз в Великобританию и Ирландию картофель… если честно, такая точность датировки слегка смущает – зато даёт нам повод поговорить о роли этого паслёнового в истории человечества.
(Что касается самого сэра Томаса, то он известен не только вояжем в Новый Свет, но и в качестве заметного астронома и математика – например, именно Хэрриоту мы обязаны математическими значками «больше»: «>» и «меньше»: «<»… А теперь переходим к картошке!..)
…Это слово попало к нам из немецкого, а туда – из итальянского – и изначально означало «трюфель»; а сам клубень европейцы высмотрели у индейцев – преимущественно им те и питались (со свойственной им мудростью совмещая это с поклонением). Конкистадоры списали рецепт – но видимо, он где-то затерялся, поскольку в просвещённой Европе ещё в середине XVIII века картофель считался нарядным цветком, а клубни – отравой. Правда, ими подкармливали свиней – как известно, тем всё нипочём…
…Справедливости ради – так было не везде! Сообразительней других оказались, как раз, ирландцы (а может быть – упомянутый сэр Хэрриот довёз-таки инструкцию по применению?) – а также практичные пруссаки. Согласно легенде, Фридрих Великий при внедрении непривычного корнеплода поступил творчески: все поля были объявлены королевской собственностью и строжайше охранялись. Правда – только днём. Ночью стража снималась с поста – и, поскольку немецкие фермеры в те времена были отнюдь не так законопослушны, как сейчас…
…именно этот метод применит впоследствии известный исследователь и популяризатор картошки, француз Пермантье. (Дело в том, что в начале карьеры он несколько лет отсидел в прусском плену – как раз на картофельной диете). Казалось бы, такой опыт в состоянии отбить вкус к картошке навсегда – но случилось обратное. Вернувшись на родину, Антуан Огюст умудрится выиграть конкурс на кормление картофелем больных (правда, вынуждены уточнить – больных дизентерией). В конце концов, научная общественность соблаговолит признать её съедобной – но публика продолжит упрямиться! Для торжества передовых идей потребуется Великая Французская революция – именно картошкой парижане вынуждены будут спасаться от голода в осаду! Так потихоньку и привыкнут...
(…Что касается Пермантье, то при Наполеоне этот агроном-подвижник станет генерал-инспектором здравоохранения – и впервые в истории привьёт от оспы целую Бонапартову армию! Правда, как мы знаем, в далёкой России французов подкараулят совсем другие болезни…)
…У нас пришествие картошки, как водится, связывают с царём-реформатором – но это не совсем так. Пётр и впрямь прислал, было, из своих странствий мешок, но потом отвлёкся на войну со шведами – и царскую инициативу спустили на тормозах.
Интересно, что особое подозрение «чёртово яблоко» вызвало у старообрядцев – они вполне серьёзно считали его преобразившимся «плодом греха». (Чёрное, чего там!) Потому, когда в 1841 году Российское правительство издаст удивительно по-современному звучащее постановление: «О мерах к распространению разведения картофеля» – в Поволжье и Приуралье разразятся картофельные бунты!
…Проблема, конечно, была не только в корнеплоде – те места были населены государственными крестьянами; будучи, в отличие от крепостных, лично свободными, они болезненно воспринимали «инициативы сверху». Прошёл слух, что картошка – это только начало: вскоре всех перепишут и отдадут в кабалу страшному «Министеру» (который и сочиняет такие дикие приказы!) Так или иначе – взбунтовалось полмиллиона человек; пришлось посылать на усмирение войска. Зато уже к концу века картошкой было засеяно полтора миллиона гектаров!..
…Примерно в это же время неурожай картофеля вызвал печально известный голод в той самой Ирландии, с которой мы начали. На поля напал паразитический грибок фитофтороз, и в течение нескольких лет подряд урожай пропадал подчистую. К этому добавились холода и эпидемии – а правительство действовало настолько бездарно (по знакомому нам принципу: «рынок всё исправит») – что впоследствии появится конспирологическая версия, будто целью ставилось, как раз, максимальное истребление ирландцев…
…Потери и впрямь были ужасны – умерло не менее полумиллиона человек, а втрое больше были вынуждены эмигрировать за океан. Ирландцы плыли в Америку на судах, которые ещё недавно перевозили рабов – и примерно в таких же условиях! Их называли «плавучими гробами»; принято считать, что именно таким образом прибыли на новую родину предки Кеннеди и Форда… так или иначе, сейчас ирландцами считают себя почти 40 миллионов граждан США – и, как мы видим, картофель имеет к этому самое прямое отношение…
PS: О картошке можно рассказывать бесконечно – ни разу не упомянув при этом сто один способ её приготовления, или наиболее популярные сорта. Кстати, один из них, довольно распространённая «синеглазка», на самом деле называется «Ганнибал» – да, да, в честь Абрама Петровича, пушкинского прадеда! Оказывается, он, помимо прочего, был знатный селекционер… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 28 июля 1949 года родился Питер Дойл – певец поп-группы 70-х «The New Seekers» – примечательно, что эта команда не только несколько раз удостоилась внимания фирмы «Мелодия», но и выступала в СССР.
Journal information