Сегодня в России – День парашютиста. (Греко-французское parachute означает «против падения»… как говорят, у нас на заре советской власти вполне серьёзно обсуждалось, что писать его следовало бы, в соответствии с произношением, «парашут» – но потом дело как-то замялось. Впрочем – мы отвлеклись).
…Похоже, возможность относительно безопасного спуска с высоты начала занимать человечество одновременно с мечтой о полёте… или даже раньше?.. Во всяком случае, среди первых упоминается философ и естествоиспытатель аж XIII века Роджер Бэкон… Уделил внимание проблеме и вездесущий Леонардо: «Если человек возьмет полотняный натянутый купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей высоты, то он сможет безопасно сброситься с любой высоты…» Даже нарисовал, как эта штука должна выглядеть – однако, по обыкновению, доводить замысел до конца не стал…

…Есть мнение, что именно этот набросок вдохновил хорватского учёного Фауста Вранчича… (Известную часть жизни он провёл в Венеции, и потому более известен как Фаусто Веранцио – однако прыгнуть предпочёл с почти 90-метровой колокольни в Братиславе). Как говорят – всё прошло хорошо, но год легендарного испытания (1617-й) в источниках странным образом совпадает с годом смерти изобретателя… Это так, к слову…
…Спустя полтора века братья Монгольфье благополучно скинули на парашюте с воздушного шара своего имени овцу… примерно тогда же парижский профессор де Фонтаж предложил властям опробовать на приговорённом к смерти преступнике свой «летающий плащ»… невольный доброволец сиганул с башни – и остался целёхонек, обретя благодаря науке вторую жизнь!..
…Спустя некоторое время Луи Себастьян Ленорман впервые придаст парашюту вид купола – и, потренировавшись, как и подобает истинному учёному, на собаках, лично прыгнет с крыши обсерватории в Монпелье. Благодаря удачной конструкции, именно этот отважный физик войдёт в историю как изобретатель парашюта… может, и не вполне справедливо. Изделие возьмётся эксплуатировать воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар – причём, он не только его модернизирует, применив шёлк, но и успешно спасётся со своего загоревшегося шара… правда – сломает при приземлении ноги.
…Тем не менее, первым настоящим парашютистом принято считать Андре-Жака Гарнерена, который четыре года спустя, в 1797-м, прыгнет с километровой высоты над парижским парком Монсо. (Согласно легенде, незадолго до этого первопроходец томился в австрийском плену – и мечтал улететь!) В начале века Гарнерен побывает в России, занимаясь популяризацией воздушных шаров и парашютов – по сообщению газет того времени, смельчаки нашлись и среди местных!..
…Пожалуй, несколько десятилетий мы пропустим (разве что, заметив – приведённый список первооткрывателей не оставляет сомнений во французском происхождении слова!) Тем не менее, парашюты оставались достаточно ненадёжны, а главное – занимали много места, поскольку их приходилось грузить в «полусложенном» виде… Всё изменил в начале XX века наш Глеб Котельников – на тот момент питерский актёр, но, вообще-то – выпускник военного училища и сын профессора механики. Именно ему принадлежит разработка первого в истории ранцевого парашюта «РК-1» – то есть: «Русский. Котельников. Первая модель».
…По какому-то странному (хоть и нередкому, увы) стечению обстоятельств, патентовать изделие придётся во Франции – отечественные чиновники отказали! Тем не менее, уже через три месяца, в июне 1912-го, проходят испытания под питерской деревушкой Салюзи (с 1949 года – Котельниково). 76-килограммовая кукла благополучно приземляется с двухсотметровой высоты! (В тот же год первым из людей с самолёта прыгнет американец Берри).
…Увы! Попытку внедрить изобретение пресечёт лично главнокомандующий Воздушными силами империи Великий князь Александр Михайлович: «Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как лётчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» (Снова об американцах – в 1919-м у них появится сходная с котельниковской конструкция – а ещё через пять лет парашют станет для ВВС обязательным!)
…Что касается Котельникова, то его последующие изобретения пойдут в ход при советской власти – правда, ей же он передаст на них права. Тем не менее, сегодняшняя дата, всё же, связана с американским парашютом компании «Ирвин» – именно его опробует в загранкомандировке комбриг Леонид Минов – а 26 июля 1930-го, с несколькими другими лётчиками, совершит показательный прыжок на полигоне под Воронежем! (Заметим – армейское командование сразу же задумается о десанте…)
PS: Мы обязаны хотя бы упомянуть, что сегодня – День эсперанто! Именно 26 июля 1887 года в Варшаве на русском языке выйдет «Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro» («Международный язык. Предисловие и полный учебник»). Автор (окулист Людвик Лазарь Заменгоф) скроется под псевдонимом «Эсперанто» («Надеющийся») – так созданный им язык сначала обретёт имя, а затем – неожиданную популярность… Впрочем, ненадолго. (Как говорят, сейчас эсперантистов в мире до миллиона – но официально зарегистрировано около двадцати тысяч). В Российском союзе – и вовсе менее трёхсот… а ведь в своё время Троцкий активно пропагандировал эсперанто как «язык мировой революции»!.. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 26 июля 1949 года родился Роджер Меддоуз Тейлор – разностороннейший музыкант, известный, в первую очередь, как барабанщик Queen. Между прочим, в детстве он начинал с того, что стучал по кастрюлям – но мудрые родители, вместо того, чтобы выпороть отпрыска, купили ему ударную установку!
Journal information