25 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V издал Вормсский эдикт: указ объявлял Мартина Лютера еретиком и преступником, а также в самых грозных выражениях запрещал распространение его сочинений. Вдобавок, суровая кара грозила тем, кто вздумает приютить опального, – добавим, что за полгода до этого Папа Римский предал Лютера анафеме и отлучил от церкви. Казалось бы, тут богослову и конец? Ничего подобного!..
…Конфликт Лютера с папством – слишком обширная тема, но если в двух словах, суть его сводилась к тому, что церковь – ненужный и дорогостоящий посредник между человеком и Богом. Непосредственным камнем преткновения стали индульгенции – пастыри их не только продавали, но и подчас навязывали силком. В общем, назвав Лютера борцом с коррупцией, мы, конечно, упростим – но не слишком сильно ошибёмся.
Несмотря на смелые обличения, его всего лишь вызвали на диспут – и не смогли переубедить. Более того – папскую буллу о своём отречении он публично сжёг! Что же последовало за эдиктом императора? Лютер преспокойно уезжает к саксонскому курфюрсту и садится за перевод Нового Завета на немецкий.
Разумеется, на расстоянии столетий самым логичным поступком Карла представляется какая-нибудь осада – но ничего подобного не произошло. Император одновременно ведёт две войны – а для этого ему нужны все подданные, включая тех, кто прислушивается к Лютеру! В результате, грозный указ тихо спускается на тормозах; почти десятилетие о нём не заговаривают – а потом император попытается вернуться к вопросу, но вынужден будет спасовать перед умножившимися за это время сторонниками лютеранства! Кстати, вышло так, что именно Карл V станет последним Римским императором…
Теперь на Русь – в этот же день 1666 года в Москве на церковном соборе расстригли протопопа Аввакума.
Вся жизнь этого священнослужителя была крестным ходом – воистину, он не знал компромиссов! Сохранился рассказ о том, как, исповедуя грешницу, протоиерей ощутил «огонь блудный», – не медля, он возложил руку на пламя свечи и держал, «дондеже угасло злое желание». Не менее требователен был он и к пастве, и к собратьям по цеху – в результате, Аввакума многократно зверски избивали, кидали в реку, выгоняли из дома, грабили, – не раз ему приходилось бежать, меняя приход. В конце концов, принципиальный протопоп оказался в Москве – и немедля сцепился с патриархом Никоном (кстати, своим бывшим добрым знакомым). Дискуссия вышла из-за начавшейся церковной реформы – Аввакум настаивал на приоритете древнерусских книг; патриарх предпочёл греческие.
С прискорбием вынуждены сообщить: никаких диспутов, привычных нам по средневековой Европе, не последовало: Аввакума заковали в цепи, бросили в подвал, и собирались расстричь, но заступился царь Алексей Михайлович – и протопоп отправился в ссылку.
Здесь он проведёт десять лет, перемещаясь всё дальше: из Тобольска – в Енисейск; далее – в Братский острог и Даурскую Землю – одним словом, доберётся до Амура. Всё это время Аввакум не переставал «бранить ересь Никонову» и, заодно, обличать местную власть. Перенесённое им за это время составит толстый том – но протопоп оставался непреклонен. (Кстати, его главный мучитель, воевода Пашков, ещё при жизни своего арестанта пострижётся в монахи).
Тем временем, к 1663-му году уже Никон оказался в немилости – Аввакума реабилитировали и вернули в Москву. (По тем временам, на это ушло ещё три года). Царь встретил жертву гонений ласково – однако протопоп и не думал поступаться убеждениями: с прежним пылом он обрушится на уже свершившуюся церковную реформу! Алексей Михайлович не раз пытается уговорить Аввакума умерить пыл – ничуть не бывало; его снова ссылают (на этот раз поближе, в Архангельскую область) – он продолжает проповедовать! (Между прочим, у него немало сторонников по всей Руси; за пылкого священника ходатайствует даже царица!)
В конце концов, случится то, с чего мы начали – Аввакум выслушает проклинание, и ответит архиереям встречной анафемой; его вновь запрут на год; его сподвижников казнят – а непреклонного расстригу сошлют на Печору. Здесь он просидит четырнадцать лет в заточении, не переставая рассылать письма – одно из них и решит судьбу непреклонного старца. (В то время Аввакуму перевалило за шестьдесят). Новый царь, Фёдор Алексеевич, возмутится нападками на покойного отца, и Аввакума сожгут в срубе...
PS: Так мистически пересеклись в этот день судьбы двух бескомпромиссных подвижников веры, – кстати, многие исследователи находят немало общего у старообрядцев и протестантов… впрочем, это уже другая история.
Спортивные обозрения
Journal information