16 мая 1811 года произошло сражение при Альбуэра (этот посёлок с двухтысячным населением и сейчас находится в провинции Бадахос)… Нельзя сказать, что битва стала какой-то «решающей» или «поворотной» – но у нас появляется повод сказать несколько слов о Пиренейских войнах (а они, как-никак, с разной степенью интенсивности, продолжались семь лет – до самого отречения Наполеона в 1814-м – и стоили жизни почти восьмистам тысячам участвующих… не считая гражданского населения). Вдобавок – что не менее важно! – мы увидим, как одни и те же военные события (причём – не столь уж древней истории!) могут совершенно противоположно трактоваться не только противниками – но и союзниками.
(…Несколько отвлекаясь, заметим – именно на Пиренеях взошла звезда Артура Уэсли – здесь он станет сначала виконтом, а затем, практически, одновременно, – графом, маркизом и, наконец, 1-м герцогом Веллингтоном! (…Это – не считая португальских титулов – маркиза Торриш-Ведрашского и герцога да Витория – а также испанского герцога де Сьюдад-Родриго…) Впоследствии эти шесть лет затмит победа при Ватерлоо (на которую, по мнению Вашего покорного слуги, с большей очевидностью претендует прусский фельдмаршал Блюхер – однако, будем надеяться, этот успех отчасти смягчает явное занижение роли Веллингтона в последующих испанских и португальских учебниках!..)
…Итак, вся эта история началась в 1807-м году – после Тильзитского мира на континенте у Наполеона остались два очевидных противника (то есть – союзника Англии) – Швеция и Португалия. Первую сравнительно быстро «принудил к миру» наш Александр I – а Наполеон двинулся на Пиренеи… Жуан VI предпочёл бежать в принадлежавшую ему тогда Бразилию; в раздираемой внутренними проблемами Испании дела французов поначалу тоже пошли успешно – свергнутый своими же Карл IV и его провозглашённый королём сын, Фердинанд VII, оказались под арестом – и отреклись в пользу Жозефа Бонапарта… Однако неуклюжие действия оккупантов привели к Мадридскому восстанию – после чего во всех провинциях самоорганизовались хунты… Численность повстанческих армий вскоре превысила сто тысяч – и они начали наносить наполеоновским генералам чувствительные удары! (Вдобавок, на континент высадились британские союзники – и будущий Веллингтон вскоре выгонит французов из Португалии).
…Видя такое дело, Наполеон примет осенью 1808-го единственно правильное решение – вернуться на Пиренеи самолично. (Вопреки громкому пиару бонапартовских маршалов, вынуждены заметить – в отсутствии императора у них получалось как-то «пятьдесят на пятьдесят». С другой стороны – убедившись, что «малыми силами» в Испании не выходит, Наполеон собрал лучших – Виктор, Лефевр, Сен-Сир, Мортье, Жюно, Ней, Сульт (о котором речь впереди) – всего восемь корпусов, двести пятьдесят тысяч штыков и сабель!..
…Вполне ожидаемо, за пару месяцев император французов управится с несколькими испанскими армиями – англичане, от греха, предпочтут эвакуироваться на свой остров… Показалось, что сопротивление окончательно сломлено… Однако! На счастье союзников, как раз в это время зашевелится Австрия – и Наполеон двинется разбираться с ней… Осмелевшие британцы вернутся – война продолжится с переменным успехом…

…Впрочем, отдельные события и сражения мы рассмотрим в другой раз – пока же, перенесёмся, наконец, в 16 мая 1811 года! Незадолго до этого Веллингтон осадил Бадахос – этот город на границе Португалии и Испании стал для противоборствующих сторон важным плацдармом… На выручку гарнизона двинулся маршал Сульт примерно с двадцатью пятью тысячами солдат – у деревушки (и реки) Альбуэра дорогу ему преградил генерал Уильям Бересфорд с трицатипятитысячным испано-английским войском. («Красные мундиры», впрочем, составляли всего лишь около четверти). Ожесточённое сражение длилось не менее пяти часов – и, невзирая на груды трупов, обе армии остались на первоначальных позициях! К концу дня Сульт объявил себя победителем – и отступил… Бересфорд (между прочим, удостоенный за те кампании звания маршала Португалии!) счёл выигравшим себя… но его шеф, Веллингтон, предпочтёт снять осаду Бадахоса...
…Казалось бы – обычное дело при неявном исходе сражения… Но, как выяснилось, в тот момент история битвы при Альбуэра только начала писаться! Согласно более-менее общепринятой версии, основной удар Сульта пришёлся на правый фланг союзников – по словам небезызвестного Ф. Энгельса: «…испанцы очень скоро отступили, и вся английская позиция сразу оказалась обойденной». При этом, Бересфорд вполне равнодушно наблюдал гибель соратников – пока один из его командиров самовольно не повёл в атаку семь тысяч «красных мундиров»: «Огонь их развернутой линии произвел убийственное действие на густые массы; и когда англичане, наконец, перешли в штыковую атаку, французы в беспорядке бежали вниз по склону холма…»
…Не такова позиция испанских историографов! По их мнению, доблестные ополченцы отбили две атаки (при этом, подобно Гаврошу, под огнём собирая подсумки убитых!) – и вот тут-то англичане, действительно, двинутся вперёд… но, увы, попадут под удар кавалерии и будут почти полностью перерублены! (Потери британцев и в самом деле составили, по мнению разных источников, от пятой части до двух третей солдат). Сульт, тем не менее, продолжать не захочет – а Веллингтон прикажет Бересфорду переписать рапорт к вящей славе армии Его Величества…
PS: …Остаётся добавить, что Бересфорд буквально через несколько месяцев сляжет от нервного приступа; а Веллингтон и Сульт ещё не раз встретятся на поле боя – но так и не смогут толком одолеть друг друга… Если не считать Ватерлоо, конечно! Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 мая 1965 года родился Крист Новоселич – один из основателей и басист группы «Nirvana», друг Курта Кобейна.
И ещё. 16 мая 1966 года родилась Джанет Джексон – самая младшая из прославленной семьи, но в успешности уступившая, разве что, Майклу…
Journal information