23 мая 1994 года Квентину Тарантино дали «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Надо сказать, «Криминальное чтиво» претендовало ещё и на целых семь «Оскаров» – но получило только один, за оригинальный сценарий – а большинство остальных у Тарантино отнял некстати встретившийся на пути «Форрест Гамп»… впрочем, уж тут критиковать выбор академиков рука не поднимется! Потому, в очередной раз пересматриваем бессмертный ролик с песней ещё более бессмертного Чака Берри (полгода назад великому ветерану исполнилось восемьдесят шесть!) – и переносимся на четыре столетия назад, в мрачное средневековье…
В этот день 1592-го года инквизиция арестовала Джордано Бруно – со школьной скамьи нам известно, что этого учёного и философа сожгли за утверждение, будто Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Впрочем, есть мнение, что всё было гораздо сложней…
Как известно, гелиоцентрическую систему предложил Коперник – причём, произошло это почти на век раньше Бруно. При этом никто и никогда польского астронома не пытался сжечь. Доказал её, полувеком после Бруно, Галилей – его, правда, немного подержали в застенках. (Хотя, некоторые утверждают, что Галилео сидел под домашним арестом, причём исправно получал от Папы содержание. Да и спор там был совсем о других вещах).
Кстати, о Папе – им тогда был Григорий XIII, увековечивший себя реформой календаря, по которому мы живём и сейчас. На этот факт не все обращают внимание, но расчёты для григорианского календаря были сделаны как раз на основе коперниковой теории, – а введён он был в 1582 году; то есть – за десять лет до ареста Джордано Ноланца (как его, собственно, и называли по месту рождения), и, соответственно, за восемнадцать лет до его казни. Вот такие двойные стандарты… Или фра Джордано сожгли за что-то другое?
За недостатком места мы не сможем рассмотреть все версии, – и лишь пробежимся по биографии нашего героя. Юность он провёл в монастыре, где и стал доминиканцем – однако, начитавшись книг, вдруг начал сомневаться в целом ряде важных понятий, вроде непорочного зачатия и пресуществления (то есть, превращения вина и хлеба в кровь и плоть Христову).

Заметим: странное обстоятельство, что именно в монастыре можно было набраться таких идей, несколько подрывает наше представление о царившем в этих стенах мракобесии… Так или иначе, в отношении Джордано открыли расследование – и он сбежал. (Говорят о найденном при этом трупе монаха - «следователя». Имеется тут и ещё один тёмный момент – есть основания считать, что в процессе своих странствий Ноланец стал вероотступником, получив приют у кальвинистов).
За следующие пятнадцать лет он исколесит всю Европу – включая французский и английский дворы; но нигде не задержится. Почему? Да потому, что Джордано отовсюду гнали; отчасти – за странные проповеди, отчасти – за невероятное самомнение и несносный характер. Оксфордских профессоров он, например, обозвал «созвездием педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова». Себя же титуловал настолько пышно, что для цитирования у нас просто не хватит места. (Это не помешало, например, женевцам выставить философа у позорного столба, а потом с треском вышибить из города).
Некоторые специалисты утверждают, что книга Джордано о системе Коперника – не более, чем нагромождение геометрических несуразиц; они же полагают, что никаким учёным он не был, а репутацию заработал своей врождённой феноменальной памятью – которой охотно брался обучать.
Именно в качестве педагога он попал в Венецию по приглашению некого аристократа Мочениго – а уже через год тот накатает на Джордано донос, самыми мягкими пунктами которого станут: «…Христос совершал мнимые чудеса и был магом; Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; все они – ослы…» Ну, и добавим возможное вероотступничество, о котором уже шла речь… (А вот взаимоотношения Солнца и Земли практически не обсуждались).
Фра Джордано арестовали – и долгих восемь лет увещевали отречься; причём, из сохранившихся документов явствует, что он откровенно издевался над инквизиторами. Похвальное мужество… правда, есть один нюанс: подсудимого не пытали – ведь он был монахом! И потому его называют «братом» даже в приговоре, которым он был лишён сана, отлучён – и передан светским властям.
Дальнейшее известно – впрочем, возможно, мы ещё вернёмся к этой истории при подходящем случае.
PS: Четыре столетия спустя католическая церковь признала смерть Джордано Бруно «печальным эпизодом», но так и не реабилитировала. Его сочинения не были исключены из «Индекса запрещённых книг», а вот светские власти Рима в 1889 году воздвигли памятник на месте казни – впрочем, это уже другая история…
Спортивные обозрения
Journal information