18 апреля 1480 года родилась Лукреция Борджиа. Как известно (особенно из романов и кино!), эта знаменитая семейка (во главе с Родриго Борджиа, папой Александром VI) коротала дни, щедро подсыпая яд любому встречному-поперечному – а в свободное время совокупляясь между собой… Об этом, вроде бы, свидетельствуют и многочисленные современники – но заметим: за десятилетие Александрова понтификата влияние Ватикана на итальянский – да и вообще европейский – мир существенно возросло! Он завоевал для Папской области немало территорий; прищемил нескольких римских олигархов; казнил неистового проповедника Савонаролу – в общем, нажил тьму лютых врагов… потому, возможно, образ этого (безусловно, весьма опасного!) клана мог дойти о нас несколько искажённым… Ну ладно…
…Итак, отцом Лукреции был (тогда ещё кардинал) Борджиа, а матерью – графиня Ванноцца деи Каттанеи – дама неясного происхождения, о которой (помимо сногсшибательной внешности, которую унаследует Лукреция) известно, что она не умела писать – зато, якобы, передала своему неофициальному супругу секрет страшного яда кантерелла. (Официальных мужей у Ванноццы, кстати, было четыре – а Родриго она за пятнадцать лет родит ещё и трёх сыновей – наиболее известен сподвижник отца, Чезаре – в конечном счёте, кардинал признает их всех своими «племянниками», а любовнице даст отставку – хотя и вполне почётную).
Заполучив тиару, Александр выдаст четырнадцатилетнюю Лукрецию за Джованни Сфорца из могущественной миланской династии – но вскоре неожиданно затеет развод. (Возможно, попросту изменилась политическая конъюнктура – надо заметить, что буквально через пять лет брат Лукреции, Чезаре, вышибет зятя из Милана… что здесь причина, а что следствие – неясно). Сфорца разводиться не пожелал… тогда возник слух, что вопрос будет решён кардинально – и перепуганный Джованни бежит из Рима. (Принято считать, что об угрозе убийства ему шепнула любящая жёнушка – многозначительная деталь…)


…Отблагодарил Лукрецию муж довольно своеобразно – подняв крик, что «дядя Александр» и братец Чезаре «приберегают её для себя»… Папа отреагировал: никакого брака не было! Джованни импотент, а Лукреция вследствие этого – всё ещё девственница… последний факт был немедленно подтверждён квалифицированной комиссией!
(Сфорца, в конце концов, отстал – в обмен на приданое; а вот с девственностью вышло не очень – пока шла тяжба, Лукреция собралась рожать. Как говорят, отцом мог быть папский камерарий – некто Перотто; во всяком случае, Чезаре, вроде бы, гонял бедолагу по всему дворцу – и прикончил на глазах у Александра, за которым тот пытался спрятаться. Очень эффектно!)
По поводу ребёнка выйдут две папские буллы: одна признавала отцом всё того же Чезаре; другая – самого Александра… при явном противоречии, мы можем констатировать – Борджиа своих не бросали! (Этот Джованни получит знаменитую фамилию, изрядное наследство – и будет находиться при матери в качестве брата; правда, заметного следа в истории не оставит). Тем временем девственница Лукреция повторно собралась замуж…
…Очередным потерпевшим станет Альфонсо Арагонский, внебрачный сын Неаполитанского короля – после пары лет безоблачной семейной жизни его сначала не слишком успешно попытаются прирезать (четыре убийцы нанесли герцогу пять ударов!) – а через месяц, при первых признаках выздоровления, задушат в постели… Принято считать, что дело опять в ревности неугомонного Чезаре – но заметим: за это время снова поменялась конъюнктура – папа Александр начал дружить с Францией против Неаполя; к тому же у Альфонса имелись другие недоброжелатели…
…Третьим мужем Лукреции стал Альфонсо д'Эсте, принц Феррары. (Мы уже упоминали, что в условной Италии тех времён герцогств хватало – собственно, их-то под себя и подгребали Борджиа. Тем не менее, именно Альфонсо проявил себя искусным воином и государем – настолько, что удостоился лестного пассажа в известном трактате Макиавелли). Как Вы думаете, кому он оставлял дела, убывая в очередной поход? Разумеется, жене – и она вполне управлялась, будучи регентом на протяжении, минимум, шести лет! (Говорят, так же в своё время поступал и папа Александр…)

…Между тем, понтифика настигла смерть (якобы, он в очередной раз хотел кого-то отравить – но промахнулся); вскоре убьют Чезаре. Фактически, эти смерти означали закат рода Борджиа – но Лукреция продолжала блистать, любимая народом, а также привечаемыми при дворе поэтами и художниками. (Ариосто увековечит её в «Неистовом Роланде»; а вот живописцы подведут, не оставив нам достоверного портрета герцогини).
PS: Есть мнение, что Лукреция всё это время предавалась оргиям, и травила кого ни попадя – но факты говорят о том, что герцогиня родила мужу семерых детей – и умерла последними родами, не дожив до сорока. Под конец жизни она будет жертвовать огромные средства церкви… что касается Альфонсо, то он переживёт Лукрецию на пятнадцать лет – но больше так и не женится, довольствуясь обществом некой простолюдинки… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 18 апреля 2011-го года Дэвид Ковердейл и его «Whitesnake» выпустили свой «крайний» на сегодня альбом – «Forevermore».
Journal information