26 марта 1351 года произошёл так называемый Бой тридцати – одно из наиболее распиаренных событий Столетней войны. (Не считая, само собой, стремительной и краткосрочной карьеры Жанны Д’Арк… На слуху также битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре – но их, несмотря на разницу в десятилетия, легко спутать… как мы помним, всякий раз английские лучники отстреливали цвет французского дворянства – из чего можно сделать вывод: запас дворян на континенте имелся приличный! …Что, собственно, и привело (в ходе Столетней) к дополнительной Войне за Бретонское наследство… при которой с случился упомянутый Бой тридцати… Но – по порядку).
…Вкратце пробежимся по предшествующим событиям. Герцог Бретани (эта область примерно соответствует существующей в современной Франции)… так вот – этот самый Артур II де Дрё был дважды женат – и, среди прочих детей, имел от разных браков двух сыновей… обоих звали Жанами. Унаследовав герцогство, старший, Жан III, счёл своих сводных братьев и сестёр незаконнорожденными – и написал завещание в пользу племянницы. (Она, в свою очередь, вышла за родовитого Карла де Блуа – принеся ему, таким образом, потенциальный титул герцога Бретонского).
…Однако, под конец жизни, Жан III внезапно признал отверженного братца (тот уже носил титул графа де Монфор) – и, вроде бы, переписал завещание… Смущённые таким оборотом дела подданные не отставали от своего герцога даже на смертном одре – кому же присягать?.. Однако Жан-старший не нашёл ничего лучшего, чем высказаться в духе: «Какие пустяки… Не видите – я умираю?» После чего благополучно испустил дух…

…Тем временем, Столетняя война уже началась! Оба претендента срочно присягают разным королям (Карл де Блуа – французскому Филиппу VI; Жан де Монфор – английскому Эдуарду III)… таким образом, в спор о бретонском наследстве были вынуждены ввязаться оба монарха…
(К сожалению, у нас не хватит места на описание множества больших, малых и средних баталий – в конце концов, они продолжались почти четверть века!.. За это время Эдуард успеет победить при Креси и взять Кале… Монфор умрёт – а Блуа окажется в английском плену… вдобавок разразится эпидемия чумы! Наконец, при посредничестве папы Иннокентия VI, подуставшие стороны согласятся взять перерыв – и вот тут…
…Хроники по-разному описывают события, но дело было примерно так: англичане и французы располагались неподалёку – в разных замках. При этом друг друга они не трогали – но скучающие гости с Альбиона то и дело принимались гонять местных… Те пожаловались коннетаблю Жану де Бомануару (что-то у нас в этой истории все французы – Жаны…) Так или иначе, в ответ на претензии, наглые бритты коннетабля послали… И, в духе времени, нарвались на формальный вызов. «А что? Всё какое-никакое развлечение», – подумал, вероятно, английский капитан Роберт Бембро. (Возможно, звали его не Роберт, а Ричард… да и вообще был этот самый Бембро брандербуржцем). Так или иначе – договорились выставить две команды по тридцать человек – и сойтись на полпути между крепостями «у дуба Ми-Вуа»…
…Что и произошло аккурат 26 марта 1341 года! За Францию вышли девять рыцарей и двадцать один оруженосец из местных (то есть – собственно бретонцев)… Англичан было семь (по другим данным – восемь); остальные позиции заполнили немецкими, фламандскими – и, опять же, бретонскими легионерами. Биться порешили в пешем порядке…
«…Стоп! – возможно, скажет кто-нибудь. – Как это? Рыцари – и в пешем строю?..» Действительно, не вполне понятно, но заметим – техническая возможность существовала; столь любимый кинематографистами максимилиановский (или любой другой полный) доспех появится века через полтора – а рыцари описываемых времён довольствовались кольчугами и бригантинами (заклёпанная изнутри войлочная жилетка); наиболее продвинутые имели поножи и наручи – в общем, вполне могли передвигаться на своих двоих. Это потом их станут сажать на лошадей с помощью лебёдки – хотя некоторые специалисты утверждают, что это выдумка…
…Так или иначе – шестьдесят человек сошлись, потрясая мечами, копьями, булавами, молотами, топорами – и прочими смертоносными железяками. (Надо сказать, предусмотрено было всё – вплоть до секундантов и лекарей. Толпы болельщиков собрались на шоу, предвкушая, как доблестные французы надерут обидчиков-англичан!..)
…Однако, поначалу чуть не вышло наоборот – первый тайм завершился со счётом пять – два в пользу гостей (мы считаем выбывших из строя рыцарей). При этом пострадали оба капитана – причём Бембро и вовсе был убит… И тут, воспользовавшись перерывом, некий оруженосец Гийом де Монтобан вскочил на лошадь, ринулся англичанам во фланг – и банально затоптал восемь человек!.. Опомниться они не успели – воспрявшие духом французы вовсю начали врагов рубить или вязать! (Пленных, впрочем, вскоре отпустят – практически без выкупа. Поступок оруженосца принято осуждать – не по-рыцарски! – но, в сущности, исход матча решил именно он).
PS: Спрашивается – и о чём тут сочинять баллады?.. Однако, ровно это и произошло! Интересно, что Бой тридцати никак не скажется на войне – а она продлится ещё почти пятнадцать лет; Монфор помрёт – но его сын (Вы не поверите – тоже Жан) при помощи англичан станет-таки герцогом Бретонским… после чего поспешит присягнуть французскому королю… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 26 марта 1948 года родился Ричард Тэнди – клавишник The Electric Light Orchestra. (Собственно, не просто клавишник – а мультиинстументалист; вдобавок он придумал названия большинства альбомов этой замечательной команды).
И ещё. 26 марта 1949 года родился Фрэн Шиа, басит группы «Boston» до 1983 года.
Journal information