

Вокруг Покахонтас
13 мая 1607-го года был основан Джеймстаун, который принято считать первым английским поселением в Северной Америке. Романтическая история капитана Джона Смита и дочери индейского вождя Покахонтас известна широко – в первую очередь, разумеется, по диснеевскому мультфильму (хотя, кто-то видел и безумно красивый «Новый свет» Малика с Колином Фарреллом). Заметим: оба источника вполне корректно воспроизводят события…
…хотя и не акцентируют того факта, что жизнь колонистов проходила в перманентных попытках перебить (и, зачастую, потом – съесть) друг друга. Однажды они переключатся на индейцев, которые их длительное время подкармливали – те придут в изумление, и, на всякий случай, часть понаехавших вырежут, а остальных оставят помирать от какой-то эпидемии.

В конце концов, через полтора десятка лет такой жизни, как водится, потребовалось вмешательство монарха. (Надо заметить, что всё это время историческое поселение оставалось частной лавочкой – в своё время Георг, в чью честь оно и было названо, отдал права Лондонскому подразделению Вирджинской компании). Убедившись, что частный бизнес не так эффективен, как принято считать, Карл I провёл деприватизацию, и прислал своего губернатора. (Выяснится, что из примерно семи тысяч прошедших через Джорджтаун колонистов уцелело меньше тысячи самых эволюционно приспособленных). После этого резня примет относительно упорядоченный характер, и то и дело разоряемый форт просуществует до начала XVIII века – потом он придёт в упадок по естественным причинам, а позже здесь устроят музей.

Однако, вернёмся к началу – и скажем пару слов об упомянутом капитане Смите. Этот примечательный и мало похожий на себя мультяшного (и, честно, говоря, ещё меньше – на Колина Фаррелла) – человек попал за океан в 27-летнем возрасте, но к этому моменту событий в его биографии уже хватило бы на десяток жизней и два десятка приключенческих романов.
Джон Смит родился в Англии, рано осиротел, три года перебивался подмастерьем у купца, потом пристроился к ехавшему во Францию лорду. Нового патрона молодой человек, видимо, рассматривал как проездной – оказавшись на континенте, он его тут же бросает и, ни много, ни мало – ввязывается в войну за освобождение Нидерландов. Отвоевав два года, Смит какое-то время бороздит Средиземное море на купеческом корабле – а потом оказывается на австрийской службе и на войне с османами. (Кстати, именно здесь он дослужится до капитана – так что это звание к морям-океанам не имеет никакого отношения).

В Трансильвании его ранили, пленили и продали в рабство – в Крымское ханство. После череды перемещений (включающих в себя кратковременную интрижку со знатной не то гречанкой, не то турчанкой), Смит оказался в Азове. Здесь он прикончил своего очередного хозяина, и бежал – со многими приключениями пробрался через Русь, Речь Посполитую – и, наконец, ступил на родную британскую землю…
…только для того, чтобы, слегка передохнув, отправиться на встречу с загадочной Америкой и прекрасной Покахонтас!

PS: Некоторые исследователи утверждают, что первые постройки Джеймстауна на удивление похожи на палисады азовских казаков и русские избы (ставшие здесь long-cabin’ами) – то есть, опыт, приобретённый Смитом во время странствий по Московии, даром не пропал!

PPS: Уцелев в Джеймстауне, Смит поучаствует ещё и в экспедиции на Мэн – а потом выйдет в тираж и засядет за мемуары. М-да… есть вероятность, что всё выше рассказанное и в самом деле – роман, а на самом деле его история была несколько другой!..
Спортивные обозрения
Journal information