shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 19 марта – 1

О клиентах – и моряках-подводниках

Как уверяют источники, с 2010 года 19 марта отмечается Международный день клиента… придуманный, между прочим, в России! Лозунг у мероприятия, впрочем, довольно сомнительный – мол, «…давайте хоть раз в году поблагодарим клиентов за то, что они у нас есть!» Сдаётся, толковые люди бизнеса не забывают об этом даже во сне – а прочим никакой специальный день не поможет… Ну, ладно…



…В России сегодня отмечается День моряка-подводника – в 1906-м согласно последовавшему позже приказу морского министра: «Государь Император в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». По новому стилю – как раз 19-го… таким образом, праздником подводники обязаны Николаю II. ( А если быть точным – своему главнокомандующему,  адмиралу Громову, который учредил его всего лишь в 1996-м… как там обстояло дело «при царизме» неясно – но большевики торжественную дату игнорировали…



…Разумеется, началось всё гораздо раньше… на удивление, не с древних-предревних китайцев – но, хотя бы, с Леонардо да Винчи. (Который, как говорят, испугался последствий подводной войны – и чертежи уничтожил… Скептики, разумеется, уверены, что это выдумки – они и в практической ценности уцелевших набросков  энциклопедиста сомневаются).

Таким образом, приоритет переходит к голландцу по имени Корнелиус Якобсон Дреббель – состоя на британской службе, он соорудил деревянное судно с кожаной обшивкой… подлодка брала на борт полтора десятка человек, погружалась на пять метров – и не раз бороздила глубины Темзы к вящему удовольствию тысяч лондонцев во главе с самим королём Яковом I. Как ни странно, чиновников Адмиралтейства этот аттракцион не впечатлил!..



…Спустя столетие за тему взялся Пётр наш Первый, выдав грант (или точнее, даже – карт-бланш) на изготовление «потаённого судна» некому Ефиму Никонову. Сметливый крепостной действительно что-то соорудил – но, увы, при первом же испытании оно затонуло – причём, государь, по обыкновению, лично кинулся спасать экипаж! …Надо сказать, великодушный Пётр распорядится чтобы изобретателю «никто конфуза в вину не ставил»… а Екатерина I  продолжит финансировать затею покойного мужа – однако, затем следы мастера (а заодно и чертежи) теряются… Не то в бурную эпоху дворцовых переворотов стало не до подлодок – не то Никонов действительно не преуспел…



…Как мы помним, с этой идеей достаточно долго носился «человек и пароход» Фултон, попеременно пытаясь задвинуть свой проект то англичанам, то воевавшим с ними французам – то американцам. (Британцы идею сочли «варварской» – и завернули; Бонапарт не заинтересовался… между тем, существует байка, что впоследствии его собирались вывозить со Святой Елены именно на субмарине).

Первыми испытали подлодку в бою, вероятно, американцы – правда, их знаменитая «Черепаха» в 1776 году сначала не смогла прицепить к англичанину мину – а потом и вовсе была бесславно расстреляна…  Успешней (уже во время Гражданской войны) стал проект, названный, по имени автора, «Х. Л. Ханли»… ему удалось потопить первого в истории врага – увы, снова ценой самой лодки…



(Интересно, что за три десятилетия до этого наш генерал-адъютант Карл Шильдер провёл на Неве вполне успешные испытания своей цельнометаллической лодки – и даже подбил, на глазах Николая I, несколько мишеней зажигательными ракетами! Неясно по каким причинам – но дальнейшего развития затея не получила – и была потихоньку свёрнута…)

…Впрочем, ненадолго – уже в конце 70-х инженер Степан Джевецкий производит фурор, всплыв на Серебряном озере в Гатчине прямо перед монаршей лодкой! Императрице Марии Фёдоровне достанется от галантного изобретателя букет орхидей… а ему самому – подряд на пятьдесят лодок от впечатлённого государя Александра III. (Вот с цветов и надо было начинать – а не по мишеням палить!) Впрочем, над вооружением Джевецкий ещё поработает – заодно улучшив конструкцию винтов и создав первую в истории лодку на электрическом ходу… Немного забегая вперёд, сообщим:    приоритет в использовании дизеля – тоже российский!



(Принято считать, что существенную пиар-поддержку всей этой подводной теме оказал вышедший в то время роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье…» – образ таранящего врагов грозного «Наутилуса» совершил переворот в адмиралтейских умах, которые, как мы убедились, раньше не воспринимали субмарины всерьёз!)

PS: Так или иначе – к моменту указа, с которого мы начали, подлодки в составе российского флота уже имелись… Хотя, пятью годами раньше, на Гаагской конференции, именно Россия пыталась продавить решение об ограничении подводной войны… Нас поддержали практически все – от Германии до Японии и США – но всё дело испортят упёртые британцы… По злой иронии судьбы, вскоре, в годы Первой мировой,  именно им больше всех достанется от немецких субмарин … вспомним хоть злосчастную судьбу «Лузитании»… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 19 марта 1946 года Руфь Пойнтер – певица, автор и продюсер популярнейшей  в 70-80-е группы «The Pointer Sisters».



Tags: 19 марта, «Х. Л. Ханли», «Черепаха», День моряка-подводника, Ефим Никонов, Жюль Верн, Карл Шильдер, Корнелиус Дреббель, Леонардо да Винчи, Мария Фёдоровна, Международный день клиента, Наполеон, Пётр I, Степан Джевецкий, Фултон, адмирал Громов
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →