2 марта 1969 года произошёл (а точнее сказать – начался) советско-китайский конфликт на острове Даманский. Есть мнение, что именно это событие прервало «вечную дружбу братских народов»… на самом деле, противоречия между двумя коммунистическими державами начались задолго до этого – почти сразу после смерти Сталина…
…Фактически, они существовали и раньше – со времён Айгунского договора и Пекинского трактата середины XIX века, когда Российская империя прирастала Дальним Востоком – но ситуация действительно обострилась после 1953-го – уже на следующий год китайцы напечатают карту, на которой в пределы Поднебесной войдут территории чуть ли не до Урала… (По совпадению, в том же 1954-м наш новый лидер, Хрущёв, прибудет в Пекин, и согласится вывести войска из Порт-Артура…) Потом будут другие события (включая разоблачение культа личности и Карибский кризис) – в конечном счёте, мы станем для Китая «ревизионистами и социал-империалистами», а Мао недвусмысленно заявит о претензиях на полтора миллиона квадратных километров советской территории…
Впрочем, отвоёвывать эти самые полтора миллиона Великий Кормчий не рискнёт – и предпочтёт начать с малого, а именно с Даманского – острова в русле Уссури, площадью 0,74 км², который один из героев тех дней, младший сержант – а впоследствии Герой Советского Союза и генерал-лейтенант – Юрий Бабанский справедливо назовёт «…пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли». (Справедливости ради – не совсем нашей, поскольку Даманский расположен ближе к Китаю, и, по международному праву, должен был бы принадлежать ему – однако, в своё время Российская империя узаконила границу по китайскому берегу… Есть мнение, что остров – и вовсе часть этого самого берега, отделённая течением только в начале прошлого века… впрочем, советских пограничников в феврале 1969 года меньше всего заботили географические изыски!)
…Между тем, обстановка по всей границе накалялась не первый год – соседи более-менее организованными группами выдвигались на нашу территорию; их выгоняли – дело доходило до рукопашной (а точнее – банального мордобоя; причём обе стороны использовали дубины; а наши, впридачу, – пожарные машины и самодельные рогатины. (Как рассказывают, на другом острове, Киркинском, полтысячи хунвейбинов в издёвку надумали дружно демонстрировать пограничникам свои голые зады – этот перфоманс продолжался несколько часов, пока наши не сообразили выставить со своей стороны портрет Мао – агрессоры моментально надели штаны и стыдливо удалились).
Однако, в ночь на 2 февраля 1969-го на Даманском происходили более серьёзные дела – триста китайских солдат с артиллерией скрытно заняли остров, и оборудовали огневые позиции. Впоследствии выяснится, что засевшие в засаде до рассвета грелись рисовой водкой – а затем несколько десятков человек покажутся советским наблюдателям…

…Выпроваживать незваных гостей выехали две группы пограничников (всего тридцать два человека) на двух ГАЗах и БТР. Ситуации такого рода не были чем-то необычным; наши готовились к перебранке или потасовке – но после первых же слов по ним открыли огонь из засады!
Одна группа пограничников полегла на месте; другая, под командованием упомянутого Юрия Бабанского, вступила в бой с многократно превосходящим противником – но таяла на глазах. На помощь товарищам подоспели два десятка бойцов с соседней заставы – их БТР был подбит, но пограничники пересели на другой, и зашли китайцам в тыл. Пограничникам удалось закрепиться и выдержать четыре атаки… (У наших оказалось всего по два магазина – боеприпасы приходилось заимствовать у убитых врагов – благо, оружие было одно и то же). По некоторым сведениям, бегущих китайцев встречали огнём со своего берега – однако к часу дня они всё-таки отступили, оставив на острове 248 трупов. (Называются и другие цифры – от ста до ста пятидесяти).
Наши потеряли тридцать одного человека убитыми – по заключению комиссии, девятнадцать из них «…получили несмертельные ранения, и были добиты ножами, штыками и прикладами». Четырнадцать человек были ранены. Один попал в плен… согласно одной из версий, его возили в железной клетке и пытали – а потом сбросили изуродованный труп с вертолёта на советской территории. Другие источники утверждают, что тело ефрейтора было обменяно через полтора месяца – по заключению той же медкомиссии, он вскоре после пленения скончался от ран, полученных в бою, – причём, судя по содержимому желудка, китайцы его даже кормили…
PS: Через два дня в «Правде» выйдет статья «Позор провокаторам!»; «Жэньминь жибао», в свою очередь, напишет о «наглом нападении на остров Чжэньбаодао» – а пятнадцатого марта произойдёт ещё более масштабное столкновение. Здесь состоится дебют секретного на тот момент «Града» (именно его сокрушительные залпы породят долго ходившие потом байки о том, что наши применили на Даманском лазерное оружие). При этом мы потеряем новейший «Т-62» (китайцы исхитрятся его вытащить, и до сих пор хранят в своём военном музее).

PPS: Что касается злополучного острова, то по мере таяния льда, советские пограничники, фактически, потеряют над ним контроль – уже в сентябре будет заключено соглашение о прекращении огня, и Даманский беспрепятственно займут китайцы! Наконец, в 1991 году, уже Россия, передаст Чжэньбао (то есть – «Драгоценный») Китаю официально… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок 2 марта 1962 года родился Джон Бон Джови (которого, вообще-то, на самом деле зовут John Francis Bongiovi, Jr.) – фронтмен группы своего имени.
И ещё. 2 марта 1977 года родился Крис Мартин – фронтмен, гитарист и вокалист успешнейшей группы «Coldplay».
Journal information