Довольно странные известия приходят о сегодняшнем дне из исторических хроник – например, летописи 1230 года зафиксировали сильнейшее землетрясение в Киеве, Владимире, Новгороде – в общем, по всея Руси! Стихия не пощадила даже Киево-Печерскую лавру – церковь Богородицы «распалась на четыре части». Сегодня мы бы заговорили о каком-нибудь «тектоническом оружии», но предки, без сомнения, в первую очередь, кинулись замаливать грехи – и поступили совершенно правильно!

Интересно было и за океаном – 10 мая 1844 года канадцы перенесли свою столицу из Кингстона в Монреаль. Кингстон – городишка и впрямь невеликий; зато здесь столетием спустя откроют старейший в истории Международный хоккейный зал славы. Для меломанов добавим: уроженец Кингстона – сам Брайан Адамс!

Наконец, в той же Канаде, в провинции Альберта, 10 мая 1924 года отменили «сухой закон». Заметим – канадцы сделали это на десятилетие раньше чем в соседних Штатах; а причиной была честно названа «невозможность исполнения». Видимо, местным властям надоело плодить самогонщиков в ущерб собственному бюджету – к тому же, именно в Альберте находился знаменитый перевалочный пункт бутлегеров, посёлок с красноречивым названием «Виски Гэп».

А вот в Глазго 10 мая 1850 года родился человек, имя которого до сих пор на слуху у каждого – надо сказать, вполне справедливо, поскольку речь о сэре Томасе Липтоне. (Кстати, «сэром» он тоже стал за исключительные заслуги перед Британией – редкий случай, когда от этих самых «заслуг перед Британией» перепало и остальному человечеству!)
О Липтоне написано много, его классическая История Успеха известна: мальчуганом будущий рыцарь помогал родителям в бакалейной лавке, потом устроился юнгой, потом уехал в Штаты… но судьба твёрдой рукой провела его мимо участи какого-нибудь морского волка или ковбоя! Спустя несколько лет мытарств Томас обрёл себя в заокеанской – но, всё равно, бакалейной – лавке; и точно такую же он открыл, когда, поднаторев в бизнесе, вернулся домой.

Без сомнения, Липтон был одним из первых маркетологов и сетевиков – чего стоит, хотя бы трюк с «самым большим в мире куском сыра», на который сбегался поглазеть весь Глазго! Поэтому дела шли всё лучше, магазинов становилось всё больше – и, наконец, Липтон начал скупать чайные плантации на Цейлоне. (Вообще-то, плантации раньше были кофейными – но внезапно их сгубила какая-то хворь; а мгновенно обесценившиеся пустоши наспех засеяли чаем. Непомерно вздорожавшему кофе срочно требовалась замена, – а наш герой уже был тут так тут со своими чайными угодьями, своими развесочными фабриками, своим торговым флотом, своими симпатичными ценами, и, естественно, – своими неотразимыми идеями!)

Таким образом, можно сказать, что именно Липтон массово подсадил на чай старушку-Британию, а там и весь мир – мы до сих пор питаем какую-то необъяснимую слабость именно к его жёлтым коробочкам.
Не так известны спортивные подвиги этого человека – а ведь он не только был заядлым яхтсменом, но и, по сути, организовал первый в истории футбольный чемпионат мира. Дело вышло так: в 1909 году чайных дел мастер устроил в Турине турнир – немцы, итальянцы и швейцарцы откликнулись охотно, а вот гордые британцы отказались. Но что за турнир без «родоначальников»?! Сэр Томас, недолго думая, привёз первую попавшуюся любительскую команду – и суровые британские рабочие-угольщики вдрызг разнесли лучшие клубы континента!

Что касается яхт, то, из года в год, Липтон упорно боролся за Кубок Америки – но завоевал только звание «самого почётного аутсайдера». Впрочем, мультимиллионер не огорчался – в конце концов, это была самая приятная часть его перманентной маркетинговой кампании! Последнюю гонку сэр Томас Липтон провёл в возрасте восьмидесяти – всего за год до смерти.
PS: Вопреки распространённому мнению, Липтон не изобретал чайный пакетик – хотя, несомненно, именно его деловой хватке мы обязаны тем, что сейчас почти сто процентов европейцев ленятся заварить себе чай по-человечески. Что касается приоритета, то полная ясность отсутствует, – но вообще-то, имеются основания считать, что изобретение это русское… хотя – тут уж совсем другая история!

Спортивные обозрения
Journal information