Указом президента Российской Федерации № 1279 от 31 октября 2002 года предписано: «Установить День дипломатического работника и отмечать его 10 февраля»… Казалось бы – коротко и ясно, но на самом деле – не очень… Если ставилась цель отметить таким образом двухсотлетие Министерства иностранных дел – то соответствующий Манифест Александра I датируется 20 (или – 8 по ст. ст.) сентября 1802 года… При этом, основано оно было отнюдь не на пустом месте – а поглотило существовавшую с 1717 года петровскую Коллегию иностранных дел… та, в свою очередь, пришла на смену Посольскому приказу, как-то стихийно возникшему в 1549 году – когда Иван Грозный велит подьячему Ивану Висковатову «ведать посольское дело»… И – любопытная деталь! – распорядится при посторонних именовать того дьяком… никуда в этом самом посольском деле без соответствующего статуса!
…Среди современных дипломатов существует мнение, что всё это произошло именно 10 февраля… Не станем спорить – поскольку дело давнее и тёмное. (Причём настолько, что неясно, как на самом деле звали нашего первого официального дипломата: то ли – Висковатов, то ли – Висковатый). Зато известно, что за ближайшее десятилетие он примет не менее тридцати посольств – и, в частности, выдаст льготную грамоту английским купцам. (В обмен на симметричные привилегии!) Поначалу дьяк был сторонником Ливонской войны (он заключит весьма своевременные мирные договоры с Данией и Швецией) – но впоследствии выступит за перемирие… к сожалению, Земский собор упрётся – в результате Литва с Польшей объединятся, и наши первоначальные успехи сойдут на нет.
В 1561 году Грозный жалует Висковатого высоким званием печатника. (Между прочим, первый министр иностранных дел, граф Александр Воронцов, тоже одновременно станет канцлером – то есть, хранителем государственной печати. Роднит этих государственных мужей и признаваемая всеми исключительная образованность). …К сожалению, с этих пор Висковатый отходит от дипломатических дел – а в 1570-м его казнят по делу об очередном боярском заговоре… (Воронцова, кстати, ещё до канцлерства, буквально ненавидел Потёмкин, а Екатерина «…не слишком любила, но уважала и почти безусловно предоставила на его волю торговые дела». Однако, времена изменились – и всё обошлось небольшой опалой при Павле. Вернувшись, и вступив в должность, дипломат (вместе с австрийцами) сделает всё, чтобы натравить своего императора на Бонапарта – и, по совпадению, помрёт как раз в день прискорбного для нас Аустерлицкого разгрома!)

…Разумеется, история отечественной дипломатии началась задолго до Посольского приказа – но, увы, сведения о тех былинных временах ещё туманней! Во всяком случае, первым по-настоящему международным соглашением считается некий не дошедший до нас «Договор о мире и любви» с Византией примерно 860 года. (Хотя говорят и о каком-то посольстве 838-го). …Так или иначе – в духе времени, мир и любовь наступили сразу после нападения руссов на Царьград. (Вроде бы, его возглавляли Аскольд с Диром – бедолаги не знали, что княжить в Киеве им осталось всего ничего!).
Согласно византийским хроникам: «Поработив соседние народы и чрез то чрезмерно возгордившись, они подняли руку на Ромейскую империю. Но теперь и они променяли эллинскую и безбожную веру, в которой прежде всего содержались, на чистое христианское учение, вошедши в число подданных нам и друзей, хотя незадолго перед тем грабили нас и обнаруживали необузданную дерзость, и в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Хм… вообще-то до Крещения Руси оставалось почти сто тридцать лет!..
…Спустя полвека договор с Византией заключит уже убийца Аскольда и Дира – Вещий Олег. (В 911-м – через четыре года после легендарного водружения «щита на вратах Цареграда» – и за год до не менее легендарного укуса змеи). Этот текст сохранился, и, в частности, гласит: «…постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу…. Также и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы». И далее – для пущей ясности: «…если кто убьет – русский христианина, или христианин русского – да умрет на месте убийства».
PS: Остаётся добавить, что первым советским наркомом иностранных дел станет Троцкий – но через четыре месяца Лев Давидович подаст в отставку, не желая подписывать Брестский мир… это сделает за него Чичерин, который вскоре и займёт должность наркоминдела… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 10 февраля 1942 года первый в истории «Золотой диск» звукозаписывающей компании RCA Victor был вручён Гленну Миллеру. Запись называлась «Чаттануга чу-чу».
Journal information