Для начала, отметим малоизвестное событие начала позапрошлого века – 4 мая 1807 года был заключён Финкенштейнский договор; названный так по дворцу в Польше, куда к Наполеону прибыли персидские послы. Любопытная завязка, верно?..

…Дружить, конечно, сговорились, против России с Британией: персы хотели вернуть Закавказье; император грезил об Индии. Что было дальше? Дело закончилось полным пшиком! В Тегеран прибыл английский посланник; раздал взятки – и, менее чем через год, коварный сговор канул в Лету…
…теперь перенесёмся на четыре столетия назад – в ночь на 4 мая 1410-го года в Болонье скончался антипапа Александр V – он же Пётр Филарг, или Пётр Кандий, названный так по месту рождения; поскольку туристическая Мекка, остров Крит, в те времена был венецианской колонией и прозывался Королевство Кандия.

О детстве Александра-Петра неизвестно ничего, кроме того, что он был подобран на улице сердобольными монахами. Слегка откормившись, мальчуган явил восхитительную смышленость, и быстро двинул вверх по карьерной лестнице. Вскоре возмужавший Пётр преподавал в Италии, Оксфорде, Париже… представляете, насколько тесен был мир уже тогда? А ведь перемещались по нему, в лучшем случае, на лошадях!
Тем временем, случился пресловутый Великий Церковный раскол – вкратце, суть его в том, что папа Григорий XI вернулся из французского Авиньона в Рим… (Переезд, в своё время случился по настоянию французского короля – ему был нужен карманный Папа в шаговой доступности; в то время распределение власти между церковью и монархами постепенно смещалось в сторону последних, но авторитет понтифика оставался существенным!)

Итак, папа вернулся в Рим (и, кстати, впервые обосновался именно в Ватикане) – но вскоре умер. Под местным давлением, избрали итальянца, но он повёл себя так неадекватно, что кардиналы взбунтовались и устроили перевыборы. В результате, пап стало два – и вновь избранный вернулся в Авиньон; после чего оба занялись взаимными кознями.
…нет, мы совсем не позабыли нашего героя! Пётр, будучи уже давно кардиналом, прекрасно понимал, что эта грызня грозит окончательно обрушить авторитет церкви, и уговорил коллег на объединительный собор. Однако, оба непримиримых избранника категорически отказались ехать! Что было делать? Выбрали нашего Петра – и пап стало три. (Осмелимся предположить – к его ужасу, поскольку цель-то была совсем иная!)
Нам неизвестно, что собирался предпринять замкнувший троицу понтифик – меньше чем через год Александр V умер. Обстоятельства его смерти сочли подозрительными – хотя антипапе перевалило за семьдесят, что, по тем временам, было немалым возрастом. Во всяком случае, пошёл слух, что нашего Александра-Петра отравил преемник...

…Кстати, слухи – слухами, но вскоре этого Иоанна XXIII вполне официально обвинят и в отравлении предшественника, и в куче других грехов, а потом низложат. А заодно – и всех остальных; после чего раскол понемногу сойдёт на нет – так что, можно сказать, что свою объединительную задачу наш герой выполнил. Как это нередко бывает – посмертно.
PS: Вы спросите – почему, всё-таки, «антипапа», раз он был вполне демократически избран и намерения имел самые благие? Потому что Ватикан называет так всех, кто папствовал за его пределами – что, в сущности, логично.
PPS: Деяния Иоанна XXIII будут признаны настолько ужасными (отравление – лишь малый эпизод в его «деле»), что пять с половиной столетий никто из пап не рисковал называться этим проклятым именем… впрочем, – это другая, и почти современная история!
Спортивные обозрения
Journal information