11 января 1817 года в Париже, на тридцать втором году жизни, скончалась Мария Валевская, «польская жена» Наполеона… Собственно говоря, формально женой она никогда не была – однако успела родить императору сына… Но – по порядку.
…На дворе стоял славный для Наполеона 1806 год – крепко побив нас с австрийцами под Аустерлицем, а пруссаков – в разных других местах, император прибыл в Варшаву. Население уже некоторое время не существовавшей (и поделенной между соседями) Польши встречало его восторженно – почему-то, местные были уверены, что основная цель Бонапарта – их немедленное освобождение.
Среди встречавших была и очаровательная Марыся (в ту пору двадцатилетняя – при этом дама уже три года была замужем за камергером Валевским). Источники расходятся – не то полячка бросилась к карете Наполеона (правда, есть мнение, что он ехал на лошади); не то они встретились позже, на балу; не то сначала произошло одно, а уж потом – другое… впрочем, что нам до этих мелочей?..
Фактом является, что Бонапарт Мари приметил – причём их отношения, с перерывами, продлились до его ссылки на Святую Елену; что довольно странно для императора, тратившего в те времена на любовные свидания, по свидетельству современников, «…не более нескольких минут, причём зачастую – не снимая сабли…»
…Согласно наиболее распространённой версии, поначалу Марыся императору отказала – но потом в дело вмешался князь Понятовский, быстро сообразивший, в чьих изящных ручках находится теперь независимость Польши. Мы вправе предположить, что отказ был частью игры – есть свидетельства, что не ожидавший такого фиаско император то угрожал «раздавить Польшу», (хотя – куда, казалось бы, ещё?) – то что-то туманно обещал. С другой стороны, говорят, что, подпустив, наконец-то к себе корсиканца (на самом деле, они, не расставаясь, прожили три недели) – патриотичная пани Валевская не уставала напоминать ему об униженном положении своей родины…
(Заметим, вся эта политика замечательным образом сочеталась с искренним чувством – как для Марии, муж которой был чуть ли не вчетверо старше, так и для Наполеона).
В 1807-м на переговорах с нашим Александром в Тильзите, французский император оговорит существование Великого Герцогства Варшавского – прагматики считают, что Наполеон всего лишь готовил плацдарм для похода на Россию; а романтики склонны верить, что таким образом он выразил свои чувства к пани Валевской – она, в свою очередь, вскоре родит ему сына… (Есть мнение, что именно в связи с этим событием Бонапарт имел особую причину быть благодарным Марии – одержимый идеей иметь наследника, император окончательно уверится, что проблема не в нём – и решится развестись с Жозефиной).
…После чего женится на Марии-Луизе Австрийской – а Валевская переедет в Париж, при том, что их отношения с Наполеоном то ли прервутся, то ли станут настолько секретными, что мы располагаем только домыслами.
Незадолго до кампании 1812 года Мария вернётся в Польшу, чтобы развестись с мужем – существует легенда, что на обратном пути Наполеон за ней заедет… во всяком случае, Валевская вернётся во Францию и ещё не раз окажется при дворе – в последний раз они виделись с Бонапартом после Ватерлоо, но на остров он её не возьмёт.
Итак… Мария выйдет за родственника императора, генерала Орнано – и успеет родить ему сына, после чего скончается от почечно-каменной болезни…
PS: Что касается Александра Валевского, то отец о нём позаботится, ещё до Русской кампании сделав графом. Надо сказать, сын Наполеона и Марии в будущем отличится – сначала как участник польского восстания – а потом как французский дипломат, немало потрудившийся ради высадки союзников в Крыму… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 11 января 1958 года родилась Вики Петерсон, гитаристка и вокалистка замечательной группы «The Bangles».
1971 года родилась Мэри Джей Блайдж – обладательница восьми Grammy (и, на минуточку, 26 номинаций).
Journal information