Поскольку день у нас, всё-таки, предновогодний (а у кого-то и вовсе выходной), возьмём тему, что называется, полегче… А что может быть легче отдалённой от нас тысячелетиями античности?..
Итак, 30 декабря 39 года родился Тит Флавий Веспасиан – десятый император Рима, которого люто ненавидели практически всю сознательную жизнь (кстати, даже по тем суровым временам недолгую – Тит не дотянул до сорока двух… при том, что, вопреки традициям, в могилу его свели не яд или кинжал – а болезнь)… так вот – за каких-то два года своего императорства Тит сумеет расположить к себе абсолютное большинство подданных! Римляне его буквально обожали – и это обожание отнюдь не улетучится на другой день после похорон! Более того – спустя века обретёт вечность в опере Моцарта «Милосердие Тита»… Но – по порядку.
Отцом Тита Флавия Веспасиана был… Тит Флавий Веспасиан – тот самый император, который введёт тариф на посещение бесплатных ранее общественных нужников – а в ответ на упрёки тёзки-сына, сунет ему под нос монету со знаменитыми словами: «Деньги не пахнут!» Чтобы не путаться, историографы зовут папу Веспасианом, а наследника – просто Титом. (Кстати, он, впервые в римской истории, действительно тихо-мирно унаследует трон).
Детство и юность нашего героя выпали на непростые времена – но для семейства Флавиев всё сложилось на удивление сносно! (Как мы помним, Веспасиан имел неосторожность задремать под декламацию Нерона – но головы не лишился, а вскоре был отправлен усмирять Иудейское восстание). Тит, успевший повоевать в Британии и Германии, выехал вдогонку...
…Первая Иудейская война – тема большая и отдельная… для нас же важно, что именно она стала для обоих Флавиев трамплином к престолу. После убийства Нерона, в Риме настал «год четырёх императоров» – одним из них легионы провозгласили Веспасиана… и как раз ему повезёт сначала пройти в финал – а затем и вынести последнего конкурента! (Надо сказать, всё случилось помимо воли главного бенефициара – и Тит сыграл в этой истории не последнюю роль! Именно его отец послал, было, в Рим с поздравлениями первому из этой «четвёрки» – но, прознав, о смуте, преданный сын никуда не поехал, и начал успешно интриговать в пользу Веспасиана-старшего)
Таким образом, в 69-м папаша (а годков ему и впрямь было немало – под шестьдесят!) уедет править – а беспокойную Иудею оставит на сына. Именно Титу суждено будет поставить заключительную (и невероятную по кровопролитию!) точку в этой войне, практически, сравняв с землёй Иерусалим. Не успев перевести дух, он отправляется к отцу. (Многие полагали – для того чтобы немедленно старика свергнуть! Но ничего подобного не произошло).
Отпраздновав победный триумф, Тит становится фактическим соправителем – на протяжении десяти лет он занимает целый ряд ответственных должностей, и даже зачастую действует именем императора. (Тот был не против – похоже, они вообще неплохо ладили). А вот общество волновалось – главным образом потому, что отпрыск, в качестве префекта преторианской гвардии, беспощадно гонял (а в основном – попросту вырезал) всех, кто казался ему хоть в малейшей степени инакомыслящим…
(Возможно, тут сказались впечатления от Иудейской кампании – кстати, с этой провинцией была связана и ещё одна причина нелюбви Рима к наследнику… Имя причины – Береника, иудейская царевна, дочь Ирода Агриппы (между прочим, большого приятеля Калигулы – не к ночи будь помянут). Тит был настолько привязан к этой даме, что римская знать резонно опасалась повторения истории Цезаря и Клеопатры. (Как мы помним, тот вполне серьёзно собирался на египтянке жениться; вполне возможно, отчасти за это его и зарезали). Впрочем, забегая вперёд, сообщим – Тит никаких глупостей не наделает; уедет он без возлюбленной – потом разрешит ей прибыть, устроит пышный приём – но вскоре вышлет. Обнадёженная Береника вернётся к возлюбленному, когда тот станет императором – и будет выслана окончательно. Но мы отвлеклись).

…Итак, за упомянутое десятилетие наш герой заработает у сограждан репутацию настоящего чудовища… однако, после смерти Веспасиана они безропотно вручат ему бразды правления! (Возможно, именно по этой самой причине… Тит долго и успешно «зачищал поляну» – потенциальные бунтовщики и заговорщики могли попросту кончиться!)
…И тут произошло удивительно перерождение, благодаря которому императора вскоре провозгласят «любовью и утешением человеческого рода». (Повторимся – есть все основания считать, что вполне искренне!) Между прочим, два года его правления ознаменовались крупными неприятностями – то эпидемия чумы, то жуткий пожар Рима, то извержение Везувия. (То самое, сгубившее Геркуланум и Помпеи!)
…С другой стороны – именно эти бедствия предоставили Титу возможность развернуться в роли благотворителя. (Его щедрость вообще казалась безграничной – отчасти, по контрасту с прижимистым отцом – в историю войдёт фраза: «Друзья, я потерял день!», сказанная императором, когда к вечеру он случайно вспомнит, что никого сегодня не облагодетельствовал!)
…Тит, ещё вчера «карающий меч власти» переменится настолько, что распорядится отныне наказывать доносчиков – и прекратит дела всех обвиняемых в оскорблении величества (самая страшная статья по тем временам!) Узнав о каком-то, всё же возникшем, заговоре (Рим… куда без них!)… так вот – император призовёт своих потенциальных убийц – и по очереди будет предлагать им меч, одолженный у гладиатора. Те, само собой, стушуются… «Видите ли вы теперь, что власть даётся от судьбы, и тщетны бывают попытки совершить преступление в надежде захватить её, или из страха её потерять?» – глубокомысленно вопросит Тит…
…А ещё он построит термы, водопровод – и доведёт до завершения начатый отцом Колизей! …(Как говорят, весёлые игрища по случаю сдачи объекта будут отмечены невиданным количеством перебитого зверья и гладиаторов).
Вскоре после окончания празднеств император подхватит какую-то лихорадку – и скончается, дружно оплакиваемый своими подданными… ему наследует брат – Домициан, немедленно провозгласивший покойного богом.
PS: …Некоторые скептики полагают – человеческая природа на такие метаморфозы неспособна; Тит просто не успел по-настоящему развернуться! …Зато успел своей пресловутой отзывчивостью практически опустошить заботливо накопленную легендарно скупым отцом казну… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 30 декабря 1946 года родилась Патти Смит, американская рок-певица, которую принято называть «крёстной мамой панк-рока». Её наиболее известная песня, «Because the Night», была написана совместно с Брюсом Спрингстином. В 2007-м Патти Смит включили в Зал славы рок-н-ролла.
Journal information